Термины для обозначения более отвлеченных понятий
Адаптация (МКБ
309.9) – в более широком смысле означает приспособление организма к
окружающей среде, а в более узком смысле – "общий адаптационный синдром"
(Селье), под которым подразумеваются изменения организма, появляющиеся
в ответ на стресс. Как синоним термина "адаптация" часто используют термин
"приспособление", но английское слово "adjustment" не имеет точного эквивалента
на других языках, поэтому термин "адаптация" предпочтительнее.
Атипичный – применяется в медицине для обозначения необычного явления, наблюдающегося в процессе заболевания. При тех видах психических расстройств, при которых основные характеристики не установлены, атипичность обозначает резидуальную категорию с необычными клиническими проявлениями. Навыки – приобретенная способность выполнять более или менее сложные психомоторные действия различного рода, включая зрительно-пространственные, символические, лингвистические, арифметические, социальные, познавательные и специализированные. Органический/неорганический – дихотомия, которая применительно к болезни в строгом смысле слова проводит грань между заболеваниями, связанными или не связанными с различными органами. В более общем смысле это понятие указывает на наличие или отсутствие любого идентифицируемого патологического процесса. Органический психосиндром – термин, обычно применяющийся для обозначения различных видов психологической дисфункции, которая может быть обусловлена кратковременным или устойчивым заболеванием или повреждением головного мозга; может иметь место при делирии, деменции, галлюцинозе, изменении личности и расстройствах памяти. Термин использовался Блейлером (1857—1939) как синоним амнестического синдрома. Ориентировка – способность правильно оценивать время, место и собственную личность. Оценка реальности (не рекомендуется) – согласно психоаналитической теории, это способность провести грань между внутренними фантазиями и реальностью внешнего мира; в результате нарушения этой способности появляются бред и галлюцинации, которые вместе представляют основной критерий функционального психоза. Побуждение – гипотетическая сила, тесно связанная с инстинктом, первоначально направленная на малоизученную, общую систему мотивации и имеющая преимущественно психологическую основу. Существующие модели теорий побуждений, включая психоаналитическую, не находят экспериментального подтверждения. Поведение – психологическая и физическая манера вести себя, при которой индивид учитывает стандарты, установленные в социальной группе, к которой он принадлежит. Расстройства поведения у детей наиболее часто характеризуются агрессивными и/или антисоциальными проявлениями. Повторяющееся (рецидивирующее) заболевание –болезненный процесс или повреждение, протекающие в виде повторных приступов. Познание (когнитивность) (МКБ 310; 317—319) – общий термин, характеризующий приобретение знаний посредством каких-либо умственных процессов, например концептуализации, перцепции, суждения или воображения. Когнитивность традиционно противопоставляется волевым усилиям и эмоциям. Понимание в широком смысле –способность понять или "схватить", отличающаяся от способности воспринимать и от когнитивности. Приспособление (МКБ 309) – адекватная адаптация в окружающей обстановке. Психогенный (МКБ 298; 306; 307; 316) – термин, широко и не всегда обоснованно используемый как указание на то, что в этиологии или патогенезе болезненного состояния играют роль психические, психологические или эмоциональные факторы, а не физические причины; введен в психиатрию Соммером в 1984 г. См. также реактивный. Реактивный (МКБ 298.0; 298.2; 298.4; 300.4) – вторичный по отношению к определенному событию, возникший как следствие этого события или спровоцированный им. Реактивность – двусмысленное понятие, которое часто путают с понятием "психогенный", применяемым к тем невротическим или психотическим расстройствам, которые, как предполагают, обусловлены или спровоцированы психосоциальными факторами. См. также психогенный; реактивный психоз: реактивная депрессия. Реакция (МКБ 291.4; 292.2; 293.0; 293.1; 295.9; 296.0; 296.6; 297.9; 298.3; 300.1; 300.4; 308; 309; 313.0; 313.2) – неточно определенный термин, который, будучи отнесен к психическому расстройству, имеет различные применения. Как существительное "реакция" может быть просто синонимом слова "заболевание", "синдром" или "клиническая картина", а также обозначать реакцию на изменения окружающей среды или на стрессовые ситуации (физические или психо-сониальные). Имеется также две сложные формы существительного: "реактивный тип"–понятие, которое относится к группе заболеваний, развивающихся на органически неполноценной почве, например экзогенный реактивный тип Бонхоффера (1868—1949) и психологический реактивный тип Мейера (1866—1950), а также "реактивная формация", что в психоаналитической теории представляет форму защиты против неприятных побуждений. См. также реактивный. Сознание (МКБ 290—291; 293; 295; 298.2; 300; 308) – в биологическом, ни не в философском смысле, это – комплексное состояние осознанного восприятия собственной личности и окружающей обстановки, опосредованное сенсорными и когнитивными процессами. См. также сознание затуманенное; сужение сознания измененное. Способность к обучению (МКБ 290—294) – уровень индивидуальной способности данного субъекта к обучению или изменению когнитивных структур путем получения и переработки информации. Стресс (МКБ 308) – термин, введенный в физиологию человека Кенноном в начале 20-х годов нашего столетия для обозначения всех физических, химических и эмоциональных раздражителей, которые превышают некоторый критический уровень и нарушают равновесие во внутренней среде организма. В "общем адаптационном синдроме", описанном Селье (1950), термин изменил свое значение и стал общим названием для неспецифических реакций организма на такие раздражители. В настоящее время используется в различных значениях для описания ряда аверсивных стимулов чрезмерной интенсивности; физиологических, поведенческих и субъективных реакций на них; контекста, опосредующего соприкосновение субъекта со стимулами, вызывающими стресс, или всего вышеописанного как "системы". Термин явно слишком широко распространен и должен использоваться более осторожно. Хронический/острый/подострый – применительно к болезни эти термины в целом (хотя и неточно) характеризуют ее продолжительность; термин "острый" ассоциируется, кроме того, с более тяжелым течением. Эндогенный (МКБ 296.1) – термин, введенный в психиатрию Мёбиусом в 1893 г. с целью провести этиологическую клиническую классификацию тех психических расстройств, которые обусловлены наследственными и конституциональными факторами, имеющими отношение к соме клеток центральной нервной системы. Однако точные значения понятий зндогенности и экзогенности являются слишком произвольными, чтобы обеспечить более чем предварительные разграничения. Например, опухоль головного мозга, хотя и возникает в пределах центральной нервной системы, вызывает "экзогенные" психические расстройства, тогда как психогенный психоз может быть эндогенным расстройством (Джаспере, 1946). Различие между ними, таким образом, имеет лишь историческое значение. |