Планирование беременности у женщин, страдающих сахарным диабетом
27.08.2004
Сахарный диабет (СД) — заболевание, характеризующееся дефицитом инсулина в организме: абсолютным, когда поджелудочная железа не вырабатывает гормон (или вырабатывает его в малых количествах), или относительным, когда ткани организма недостаточно чувствительны к инсулину.
По данным американских исследователей, около 4% всех случаев беременности в США осложняются нарушениями углеводного обмена (приблизительно 135 тыс. беременностей в год). У 12% женщин диабет диагностируется еще до беременности, а у 88% заболевание возникает непосредственно на фоне беременности. Таким образом, все нарушения углеводного обмена у беременных можно разделить на две основные группы: предгестационный сахарный диабет (ПГСД) — СД 1 типа, СД 2 типа и другие типы СД, выявленные до беременности, и непосредственно гестационный сахарный диабет (ГСД), выявленный во время беременности.
ПГСД — одно из наиболее опасных экстрагенитальных заболеваний, при котором высок риск для здоровья и жизни матери и плода. В ходе многих клинических и экспериментальных исследований удалось доказать, что гипергликемия и связанные с ней метаболические нарушения влияют на развитие таких перинатальных осложнений, как самопроизвольные аборты (СА), преждевременные роды, гипоксия и внутриутробная гибель плода, неонатальные гипогликемии, респираторный дистресс-синдром и врожденные пороки развития (ВПР) у детей, нередко несовместимые с жизнью. У матерей с ПГСД чаще отмечаются многоводие, инфекция мочевыводящих путей, гестоз, развитие и прогрессирование сосудистых осложнений СД во время беременности. Учитывая вышеперечисленные причины, а также неудовлетворительные исходы беременности в 30–50% случаев, до 80-х гг. прошлого столетия врачи настоятельно рекомендовали женщинам с ПГСД избегать беременности. В случае наступления беременности для улучшения обмена веществ у матери и снижения риска развития перинатальных осложнений у плода женщины проводили почти всю беременность в стационаре под постоянным наблюдением специализированной бригады.
В настоящее время подход к проблеме беременности на фоне СД коренным образом изменился. Появление «школ больных СД», новых технологий в производстве высокоочищенных генно-инженерных инсулинов человека и качественных средств самоконтроля (глюкометры: энтраст, элит, эсприт, глюкокэр, микролет, супер глюкокард 2, акку-чек, пкг-02-сателлит, смартскэн, уан тач бейсик плюс, аккутренд GC) позволило обучить пациенток с СД самостоятельно управлять своим заболеванием, а именно: своевременно гибко корригировать инсулинотерапию в зависимости от результатов самоконтроля и добиваться стабильной компенсации СД.
Доказано, что оптимизация контроля гликемии, выявление и стабилизация поздних осложнений СД и сопутствующих заболеваний задолго до зачатия достоверно снижают частоту развития ВПР, СА, перинатальной патологии, осложнений беременности и предотвращают прогрессирование сосудистых осложнений СД в этот период. В связи с этим необходимость поддержания близких к норме показателей обмена веществ уже не подлежит сомнению. В 1992 г. Европейское подразделение Международной диабетической федерации рекомендовало проводить обязательную предгравидарную подготовку у всех женщин с ПГСД.
В цивилизованном обществе такое понятие, как «планирование семьи», является вполне обыденным. В России же только в последние годы женщины, причем далеко не все, начали заранее заботиться о здоровье своего потомства и обращаться за специализированной медицинской помощью до наступления беременности. Пациентки с ПГСД, к сожалению, не являются исключением. В связи с этим важнейшей задачей эндокринологов и акушеров-гинекологов является выявление и ориентирование женщин репродуктивного возраста с ПГСД на предгравидарную подготовку.
Женщины с ПГСД, которые в ближайшее время не планируют беременность, должны быть детально предупреждены обо всех возможных осложнениях, связанных с беременностью при декомпенсации углеводного обмена. С каждой из них следует обсудить и в индивидуальном порядке подобрать современный надежный метод контрацепции на период, необходимый для достижения компенсации СД. Следует акцентировать внимание пациентки на том, что отменять контрацепцию можно лишь на фоне стабильной компенсации СД, которая может оцениваться только по уровню гликированного гемоглобина (HbA1c). В настоящее время HbA1c является единственным объективным критерием компенсации углеводного обмена за последние 6–8 нед, предшествующие его определению. Согласно последним рекомендациям Американской диабетической ассоциации, средний уровень HbA1c непосредственно до наступления беременности не должен превышать 5,8%. Все женщины должны быть информированы о действующих специализированных центрах «Беременность и СД» на территории их проживания, иметь адреса и телефоны центров.
Что же касается женщин с ПГСД, которые планируют беременность в ближайшем будущем, то они должны быть направлены на специальное обучение и комплексное медицинское обследование.
План лечения и подготовки к беременности
Обучение
Необходимо обсудить с пациенткой и ее партнером целевые показатели гликемии во время беременности, роль самоконтроля и регулярного исследования HbA1c, риск для матери и ребенка. Следует настоятельно рекомендовать им посещать школу «Беременность и СД», даже если женщина недавно проходила обучение в школе больных СД. Во время беременности в организме женщины постоянно происходят изменения, требующие конкретных знаний, необходимых для того, чтобы гибко реагировать на все проявления заболевания, так как основным фактором риска всех осложнений беременности является не длительность диабета, а качество его компенсации от зачатия до родов. Непосредственную помощь в поддержании стабильной компенсации СД может оказать супруг, поэтому мы рекомендуем совместное обучение.
Помимо теоретического обучения необходимо проверить технику самоконтроля пациентки, провести калибровку глюкометра (энтраст, элит, эсприт, глюкокэр, микролет, супер глюкокард 2, акку-чек, пкг-02-сателлит, смартскэн, уан тач бейсик плюс, аккутренд GC), оценить, насколько хорошо пациентка освоила алгоритм инсулинотерапии, проверить технику набора и введения инсулина. Также следует обязательно рассказать о современных способах введения инсулина: шприц-ручки (ново-пен, Б-Д пен, хума-пен), инсулиновые инъекторы (инново со встроенной памятью), инсулиновые помпы (медтроник). С партнерами следует обсудить и вопросы морально-этического плана, если они играют роль в лечении диабета и ведении беременности, а также затронуть финансовый аспект проблемы. Многократное ежедневное измерение гликемии (тест-полоски — смартскэн, уан тач, аккутренд — глюкоза, тестовые диски для глюкометра эсприт, глюкокэр, бетачек, глюкостикс, диаглюк, диастикс, глюкофан, уриглюк), ацетонурии (кетостикс, кетофан, урикет), проведение дополнительного обследования у беременных с СД требуют определенных материальных затрат, которые также необходимо учесть при планировании беременности.
Медицинское обследование
- Комплексное гинекологическое обследование: УЗИ органов малого таза, мазки на инфекции, передающиеся половым путем, мазок на атипичные клетки; при необходимости обследование и лечение партнера.
- Комплексное общемедицинское обследование: клинический и биохимический анализы крови, общий анализ мочи, кровь на СПИД, RW, HBS-Ag и HCV-Ag.
- Генетическая консультация, если в анамнезе были врожденные пороки развития и/или супруг болеет СД 1 типа.
- Комплексное офтальмологическое обследование: осмотр глазного дна с обязательным расширением зрачка, при необходимости — проведение лазерной фотокоагуляции (ЛФК) сетчатки. Риск прогрессирования диабетической ретинопатии (ДР) во время беременности снижается при компенсации СД и проведении ЛФК до зачатия. Наличие ДР не является противопоказанием к беременности.
- Комплексное нефрологическое обследование: общий анализ мочи, суточная микроальбуминурия (МАУ), проба Реберга, анализ мочи по Нечипоренко, при необходимости — посев мочи на стерильность и чувствительность к антибиотикам. Женщинам с почечной недостаточностью (креатинин плазмы ≥ 3 мг% или клиренс креатинина ≤ 50 мл/мин, протеинурия более 2 г/сут) беременность противопоказана и возможна только на фоне стабилизации состояния после трансплантации почки. У пациенток с более легкой формой диабетической нефропатии (ДН) почечная функция во время беременности может ухудшаться на 8–30%, но степень ДН при этом не изменяется, поэтому микроальбуминурическая или альбуминурическая стадия ДН не является противопоказанием к беременности, однако повышает риск развития гестоза ее второй половины. Также еще до зачатия следует выявить и провести лечение бактериурии, которая часто может протекать бессимптомно у женщин с ПГСД и являться причиной инфекции мочевыводящих путей беременных.
- Комплексное неврологическое обследование. Наличие автономной нейропатии, которая проявляется как гастропарез, неполное опорожнение мочевого пузыря, ортостатическая гипотензия, необъяснимые гипогликемии могут значительно осложнить лечение СД во время беременности. В настоящее время абсолютным противопоказанием к беременности является тяжелая гастроэнтеропатия: гастропарез, диарея.
- Комплексное кардиологическое обследование при длительности СД > 10 лет, так как при заболеваниях коронарных артерий повышается риск материнской смертности во время беременности. Сюда входят ЭКГ (кардио, ЭКГ шимер, ЭКГ фукуда «Аксион»), эхокардиография, проведение нагрузочных тестов (тредмилл-тест, велотренажер).
Обязательно у всех женщин следует проверять артериальное давление, так как артериальная гипертензия (АГ) может сопровождать СД или являться его осложнением. У пациенток с СД 1 типа АГ развивается в связи с ДН, которая манифестирует микроальбуминурией или альбуминурией. Пациентки с СД 2 типа часто имеют АГ как сопутствующее заболевание. Поэтому АГ является серьезной проблемой для женщин с ПГСД, особенно для тех, у кого микроальбуминурия регистрировалась еще до беременности. Постоянный мониторинг и контроль АГ до беременности снижают риск прогрессирования ДН, ДР, заболеваний церебральных и коронарных артерий. Особое внимание уделяется подбору адекватной гипотензивной терапии, так как самые распространенные препараты при СД — ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента (энап, тритаце, эналаприл, престариум, ренитек и др.) — во время беременности не применяются. β-блокаторы (атенолол, анаприлин, обзидан, локрен и др.) и диуретики (фуросемид, гипотиазид, триампур, диакарб) назначаются только под врачебным контролем, если польза от их применения превышает риск для развития плода.
- Исследование функции щитовидной железы: уровня тиреотропного гормона (ТТГ), свободного Т4 и антител к тиреоидной пероксидазе (АТ к ТПО) у всех пациенток с СД 1 типа (у других — по показаниям). Аутоиммунные заболевания щитовидной железы достаточно часто сопровождают СД 1 типа и сами по себе могут быть причиной осложнений у матери и плода.
- Лечение урогенитальных инфекций, достижение стабилизации осложнений СД (ДН, ДР, периферической и автономной полинейропатии, АГ) и других экстрагенитальных заболеваний, не являющихся абсолютными противопоказаниями к беременности.
Таким образом, вопрос о возможности беременности у женщины с ПГСД решается в каждом случае индивидуально, с учетом результатов обследования и после знакомства с пациенткой и ее семьей. Женщина с ПГСД, планирующая беременность, должна своевременно получить грамотные и обоснованные рекомендации медицинских работников о вероятном течении беременности применительно к данному конкретному случаю, особенно если имеются выраженные сосудистые осложнения СД. Пролиферативная ретинопатия в настоящее время не является противопоказанием к беременности, однако потенциальный риск тракционной отслойки сетчатки при наличии данного осложнения, безусловно, существует. Сама по себе беременность не вызывает прогрессирования ДН, но транзиторное усиление протеинурии и снижение клиренса креатинина во время беременности влияют на рост перинатальной смертности.
Ишемическая болезнь сердца приводит к повышению материнской смертности, а потеря зрения или необходимость в постоянном диализе значительно усложняют после родов уход за новорожденным и за самой матерью. Таким образом, возможность беременности у женщины с ПГСД при наличии выраженных сосудистых осложнений следует рассматривать лишь после всестороннего обследования и учета всех медицинских и психосоциальных ограничений.
Предгравидарная подготовка
До наступления беременности во время обследования и лечения осложнений следует достичь компенсации СД (табл. 1). Это возможно на фоне интенсифицированной сахароснижающей терапии (диетотерапия, дозированные физические нагрузки, самоконтроль гликемии — не менее 7–8 раз в сутки) при режиме многоразовых инъекций рекомбинантных инсулинов человека (новоРапид, новоМикс 30, хумулин, инсулин человеческий, инсуман рапид, монотард, пенсулин актрапид).
Критерии компенсации СД для беременных, а также планирующих беременность женщин |
Женщины с СД 2 типа, получающие пероральные сахароснижающие препараты (глюкофаг, метформин, сиофор, новонорм), переводятся на инсулинотерапию рекомбинантными инсулинами человека до отмены контрацепции.
После обучения, обследования и достижения целевых показателей компенсации СД, стабилизации его поздних сосудистых осложнений и лечения сопутствующих заболеваний можно отменить контрацепцию. Для снижения риска пороков развития нервной системы плода всем женщинам назначаются фолиевая кислота 0,4 мг/сут и йодид калия (йодид 100, 200; йодомарин 100, 200; йодостин) 200 мкг/сут при отсутствии противопоказаний.
Если в течение года беременность не наступила, необходимо дополнительное обследование супружеской пары по программе «бесплодие».
Протокол наблюдения беременной с ПГСД представлен в таблице 2.
Результаты предгравидарной подготовки
Для оценки эффективности программы предгравидарной подготовки все пациентки с СД 1 типа, наблюдаемые в центре «Сахарный диабет и беременность» при ГКБ № 1 им. Н. И. Пирогова г. Москвы за период 1998–2002 гг., были разделены на следующие группы.
Группа А — 24 пациентки в возрасте от 21 года до 35 лет (25,7 ± 3,5), обратившиеся в Центр до наступления беременности и прошедшие предгравидарную подготовку.
Группа Б — 246 пациенток в возрасте от 17 лет до 41 года (25,0 ± 4,9), обратившихся в Центр по поводу наступившей беременности.
Основным достоверным различием явился тот факт, что пациентки из группы А чаще проходили обучение в «школе диабета», в том числе и в «школе по планированию беременности при СД 1 типа». Вторым достоверным отличием между сравниваемыми группами была стабильная компенсация СД в группе А как до зачатия, так и на протяжении всей беременности (табл. 3).
Как видно из указанной таблицы, достоверных отличий по уровню HbA1c между триместрами беременности в группе А не отмечалось, что свидетельствует о стабильной компенсации СД в этой группе на протяжении всей беременности.
К моменту проведения статистического анализа в группе А беременности завершились у 24 (100%), а в группе Б у 237 (96,3%) пациенток. В группе А все беременности завершились рождением живых детей. Не было ни одного случая СА, неразвивающейся беременности и ВПР плода. В группе Б в 55 случаях (22,4% [χ2 = 5,43]) беременность была прервана: у 48 женщин по медицинским показаниям (в том числе в 7 случаях по поводу неразвивающейся беременности и в 5 — в связи с выявленными ВПР плода, несовместимыми с жизнью). У 7 женщин произошел СА на разных сроках беременности.
Прогрессирования поздних осложнений СД в группе А удалось избежать благодаря своевременной диагностике и лечению. Так, у 3 женщин по поводу пролиферативной ретинопатии проводилась ЛФК сетчатки непосредственно на этапе планирования беременности. Прогрессирование ДР во время беременности в группе Б наблюдалось у 24 (9,8%) женщин, что потребовало срочного проведения ЛФК. Прогрессирование ДР явилось причиной прерывания беременности в группе Б в 14,7% случаев (5 из 55).
Возникновение АГ (или ее прогрессирование) во время беременности отмечалось в обеих группах. Отсюда можно сделать вывод, что своевременная диагностика и лечение АГ, а также профилактика прогрессирования ДР в группе А при соблюдении протокола ведения беременных с СД позволили стабилизировать эти осложнения и пролонгировать беременность.
В группе А многоводие отмечалось в 20,8% случаев (5 из 24); таким образом, этот показатель оказался достоверно ниже, чем в группе Б, где многоводие встречалось у 55,7% беременных (102 из 184) [χ2 = 8,84].
Инфекции мочевыводящих путей в группе А были выявлены у 8% женщин (2 из 24), а в группе Б — у 15,4% (38 из 246) [χ2 = 3,56].
Перинатальные потери в группе Б распределись следующим образом: антенатальная гибель плода в 6 (3,3%) случаях, интранатальная гибель плода — в 4 (2,2%), а постнатальная гибель новорожденных в 7 (4,1%) случаях.
Все выявленные ВПР (врожденные пороки развития) встречались только в группе Б, причем 5 из них были несовместимы с жизнью. Сюда вошли 3 врожденных порока сердца, гипоспадия и гидронефроз правой почки плода (HbA1c в I триместре — 8,9%).
В связи с различными проявлениями диабетической фетопатии (незрелость, респираторный дистресс-синдром, неврологические расстройства и т. д.), долечивание в специализированных детских стационарах потребовалось 12,5% новорожденных (3 из 24) в группе А и 43,7% детей (73 из 167) в группе Б [χ2 = 3,65].
Из представленных выше результатов исследования можно сделать следующие выводы.
- При компенсации СД и стабилизации его поздних осложнений на этапе планирования беременности, на ее протяжении и во время родов значительно снижаются перинатальная смертность, частота возникновения ВПР, СА, неразвивающихся беременностей, многоводия, инфекции мочевыводящих путей. Также снижаются частота встречаемости макросомии и процент незрелости новорожденных, уменьшается потребность в лечении на последующем этапе у потомства матерей с СД.
- Для обеспечения стабильной компенсации диабета во время беременности женщина с ПГСД должна пройти предгравидарную подготовку и во время беременности наблюдаться по специальному протоколу, позволяющему своевременно выявлять и лечить различные осложнения СД и беременности.
По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.
Н. Ю. Арбатская
И. Ю. Демидова, доктор медицинских наук, профессор
ГКБ №1 им. Н. И. Пирогова, ФУВ РГМУ, Москва