Фотодинамическая терапия в лечебной практике

А. В. Гейниц, Р. Ф. Баум, А. М. Зарецкий

28.02.2005

Фотодинамическая терапия (ФДТ) представляет собой сравнительно новый метод лечения, основанный на применении лекарственных препаратов — фотосенсибилизаторов (веществ, чувствительных к свету) и низкоинтенсивного лазерного излучения с длиной волны, соответствующей пику поглощения фотосенсибилизатора. Несмотря на то что исследования в области применения ФДТ ведутся уже много лет, применение этого метода в лечебной практике сдерживалось отсутствием достаточно эффективных нетоксичных препаратов. Только в 1993 г., после целой серии неудач в попытках применения фотосенсибилизаторов первого поколения, официальное одобрение получил американский продукт фотофрин. Этот препарат, хотя и имеет целый ряд значительных недостатков, используется до настоящего времени.

Новые возможности в развитии методов фотодинамической терапии (см.: Лечащий врач. — 2004. — № 10) появились благодаря разработке российских ученых фотосенсибилизатора второго поколения под зарегистрированным названием фотодитазин — органического соединения диметилглюкоминовой соли хлорина Е6, полученного путем сложной многоэтапной переработки хлорофилла водоросли Spirulina platensis Gom Geitleri на основе запатентованной технологии (регистрационное удостоверение Р№002879/01 МЗ РФ; фармакопейная статья ФСП 42 0531536804; Регистр лекарственных средств России 2005 г.).

Обширные клинические исследования фотодитазина как противоопухолевого препарата проводились в ведущих онкологических научных центрах: Научно-исследовательском институте онкологии им. проф. Н. Н. Петрова МЗ РФ (Санкт-Петербург), ГУ Российском онкологическом научном центре им. Н. Н. Блохина РАМН (Москва), Медицинском радиологическом научном центре РАМН (г. Обнинск), Государственном научном центре лазерной медицины МЗ РФ (Москва), НИИ нейрохирургии им. А. Л. Поленова РАМН (Санкт-Петербург) и ряде других.

Препарат фотодитазин не токсичен, имеет высокую тропность (степень накопления в пораженных тканях), быстро накапливается в опухоли и выводится из организма практически полностью в течение суток. Сеансы фотодинамической терапии при этом могут при необходимости повторяться без риска развития побочных явлений. Фотодитазин взаимодействует с низкоэнергетическим лазерным излучением с длиной волны 662 нм (красная область спектра, где биоткани характеризуются большим пропусканием и флюорисценцией). В результате реакции происходит возбуждение фотосенсибилизатора, накопившегося в новообразованиях, начинается бурная фотохимическая реакция с образованием синглетного кислорода и других высокоактивных свободных радикалов, токсичных для клеток новообразований. После гибели их происходит рассасывание опухоли и замещение ее нормальной соединительной тканью. Препарат выпускается в виде раствора для внутривенного капельного вливания во флаконах из темного стекла по 10 и 2 мл и в виде геля для наружного применения (по 1 мл в пластиковом шприце) и применяется совместно с отечественным диодным лазерным аппаратом аткус-2, производящемся в Санкт-Петербурге (ГОСТ Р 50723-94; СанПиН 5804-91). При введении фотодитазина в организм максимальное его накопление в опухолевом очаге наблюдается через 1,5–2 ч; коэффициент контрастности по отношению к окружающей нормальной ткани более 10. Практически полное выведение препарата из организма происходит через 28 ч. Фотодитазин относится к классу низкотоксичных веществ (LD50 = 158 мг/кг при средней терапевтической дозе 0,8 мг/кг), стабилен по составу и при хранении, не пирогенен, гистаминоподобные эффекты отсутствуют.

Преимущества фотодинамической терапии при лечении онкозаболеваний ярко проявляются, когда хирургическая операция невозможна из-за тяжелых сопутствующих заболеваний или значительной распространенности опухоли. ФДТ избирательно разрушает раковые клетки и не повреждает нормальные здоровые ткани, в том числе каркасные структуры тканей и органов — коллагеновые волокна. Благодаря этому, после проведенной терапии и разрушении опухоли нормальные клетки при своем размножении заполняют обнажившийся каркас органа. Это особенно важно при ФДТ тонкостенных и трубчатых органов (бронхи, трахея, желудок, кишки, пищевод, мочевой пузырь). ФДТ позволяет также избежать системного (общего) неблагоприятного воздействия на организм (которое, например, наблюдается при химиотерапии), локализуя действие света на пораженных участках. При проведении ФДТ по радикальной программе у больных с первичным и рецидивным раком кожи полная резорбция достигалась в 90% случаев, при лечении опухолей органов дыхания полная и частичная резорбция констатировалась у более 70% больных. У пациентов с раком легкого отмечается выраженный эффект реканализации с ликвидацией одышки и стридорозного дыхания с 3–4-х суток после ФДТ. При контрольной бронхоскопии после первого курса ФДТ отмечается частичное (50%) восстановление просвета бронхов, после 2–3-го курса — полное восстановление просвета с рентгенологически определяемой ликвидацией явлений гиповентиляции и ателектаза и восстановлением прозрачности (воздушности) легочной ткани.

Высокая эффективность ФДТ с использованием фотодитазина показана при лечении заболеваний гинекологического профиля — фоновых и предраковых заболеваний шейки матки.

В ГНЦ лазерной медицины МЗ РФ разработаны методические пособия для лечения с применением фотодитазина: эктопии шейки матки, эрозированного эктропиона, эндометриоза шейки матки, лейкоплакии шейки матки, дисплазии шейки матки I — II степени (CIN I–II), ретенционные кисты шейки матки. Фотодинамическая терапия имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами (диатермокоагуляция, лазеровапоризация, криодеструкция), широко используемых в гинекологической практике. ФДТ на основе фотодитазина вызывает избирательную гибель патологических клеток без повреждения здоровых тканей за счет селективного накопления фотосенсибилизатора в патологических клетках и локального подведения света. При этом отсутствуют кровотечение и боли в ходе операции, отмечается раннее начало краевой эпителизации, незначительная лейкоцитарная инфильтрация, сокращение фаз экссудации и пролиферации, не происходит образование рубцовой ткани, сохраняется анатомо-функциональная полноценность шейки матки. При сочетании патологии шейки матки с миомой матки, аденомиозом и другими патологическими процессами эффективно применение фотодитазина в виде геля, что исключает появление фотосенсибилизатора в других тканях с повышенной пролиферативной активностью. Повышению эффективности лечения при применении ФДТ способствует также использование специально разработанных комплектов оптических инструментов («насадок» для кварц-полимерных моноволоконных световодов) для различных нозологий, обеспечивающих равномерность лазерного воздействия на облучаемую область тканей. Хорошие результаты получены при использовании фотодитазина в ходе фотодинамической терапии, направленной на лечение гнойных и длительно не заживающих ран. Применение ФДТ позволяет снизить токсическое воздействие бактериальных продуктов, что ведет к уменьшению некротических проявлений и гнойного воспаления, после чего восстанавливается активный фагоцитоз, рана очищается, уменьшаются микроциркулярные нарушения и усиливаются угнетенные ранее последовательные репаративные процессы: макрофагальная реакция, синтез коллагена, рубцевание и эпителизация. ФДТ, проводимая в области длительно не заживающих ран, ведет к уменьшению отека, улучшению кровотока в микрососудах, снижению сосудистого сопротивления, восстановлению тонуса миоцитов сохранных артериол и прекапилляров, новообразований капиллярной сети в зоне поврежденных микрососудов и в бессосудистых участках тканей, тем самым ускоряется торпидный раневый процесс и последовательно сокращается продолжительность всех фаз заживления раны или язвы.

В результате экспериментально-клинических исследований было показано, что действующее вещество фотодитазина — хлорин Е6 частично сохраняет свои свойства не только при внутривенном или наружном применении, но и в форме порошка при приеме перорально за счет взаимодействия с естественным дневным светом. Это легло в основу разработки препарата пролонгированного действия для профилактики онкозаболеваний и для применения на этапе их реабилитации. Созданный биологически активный препарат, зарегистрированный под названием пролонгин (Регистр лекарственных средств России 2005 г.; регистрационное удостоверение 77.99.20.919.Б.000311.10.03) выпускается в виде капсул, упакованных по 60 штук. Впервые фотосенсибилизатор, как активная составляющая, был введен в состав препарата, предназначенного для внутреннего употребления. В состав препарата помимо хлорина Е6 входят несколько десятков физиологически активных веществ природного происхождения, составляющих две группы: вещества полиантиоксидантного и иммуномодулирующего действия (органические формы селена, цинка и меди, природные формы витаминов Е, С, бета-каротин, биофлавоноиды, экстракты зеленого чая, фикоцианин, эритрин). Еще одна группа — фитоэкстрагены, полученные путем специальной, сберегающей их активность экстракции из крапивы двудомной, солодкового корня, сои и др. Первая группа веществ мобилизует защитные системы организма и нейтрализует разрушающее воздействие на клеточные структуры организма многочисленных патогенных факторов внешней и внутренней среды.

Фитоэкстрагены, в свою очередь, препятствуют перерождению здоровых клеток в раковые и тормозят деление уже имеющихся в организме раковых клеток. Накопившийся в организме в процессе приема препарата фотосенсибилизатор под воздействием обычного дневного света постепенно внедряется в пораженные новообразованиями ткани и способствует их постепенному разрушению.

Пролонгин является аптечным товаром. Также препарат может быть заказан непосредственно у фирмы-производителя. Мы рекомендуем его применение у лиц: находящихся в стадии ремиссии после перенесенных онкологических заболеваний; имеющих хронические заболевания (гастриты, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, полипозы, заболевания органов дыхания и др.); для профилактики герпеса и урогенитальных инфекций в сочетании с приемом назначенных лекарственных средств; для профилактики послеродовых и послеоперационных осложнений по развитию гнойно-септических заболеваний; входящих в группу риска семейных (наследственных) форм рака.

А. В. Гейниц, доктор медицинских наук, профессор
Р. Ф. Баум, доктор химических наук
А. М. Зарецкий, кандидат технических наук
ГНЦ Лазерной медицины, Москва
ООО «Вета-Гранд», Москва