Опыт применения препарата стопангин в лечении воспалительных заболеваний глотки у детей

Н. В. Зиборова, С. А. Лосева

27.10.2005

Хронический тонзиллит, представляющий собой длительно протекающий воспалительный процесс в небных миндалинах, является одной из наиболее актуальных проблем детской оториноларингологии. Это обусловлено исключительно важной ролью миндалин в формировании механизмов специфической и неспецифической защиты организма ребенка в процессе его роста. На долю хронического тонзиллита приходится от 4 до 9% всех заболеваний у детей [1]. В группе часто болеющих детей хронический тонзиллит составляет 43% [2]. Заболевание проявляется частыми ангинами в сочетании с общими токсико-аллергическими явлениями: периодическим подъемом температуры, тонзиллогенной интоксикацией, сопровождающейся слабостью, а также периодическими болями в суставах, в сердце. Среди осложнений хронического тонзиллита нужно выделить боковой и заглоточный абсцессы, а также ревматизм, заболевания мочевыделительной системы, предстательной железы, оболочек мозга [3]. Таким образом, хронический тонзиллит необходимо рассматривать как очаговую инфекцию, элиминация которой является исключительно важной частью задачи сохранения здоровья ребенка в целом, а также предупреждения сопряженных с хроническим тонзиллитом заболеваний [4].

В связи с эмпирическим характером назначения антибактериальной терапии и широким распространением резистентных штаммов основных возбудителей в последнее время все большее значение уделяется включению в схему лечения местно действующих препаратов. Одним из перспективных направлений является назначение лекарственных средств, сочетающих антисептическое, противовоспалительное и анальгезирующее действия. Таким требованиям отвечает препарат стопангин компании Айвэкс.

Стопангин — комбинированное лекарственное средство, в состав которого входят три основных компонента: гексетидин, метилсалицилат и комплекс эфирных масел. Основное действующее вещество — гексетидин — обладает широким спектром фармакологических свойств. Гексетидин оказывает бактерицидное и бактериостатическое действие, обладает противогрибковым и противовирусным эффектом. Препарат активен в отношении S. aureus, S.pyogenes, S.epidermidis, Clostridium perfringens, Mycobacterium tuberculosis, Escherichia coli, Klebsiella pneumoniae, Proteus vulgaris, Candida spp, Actinomyces spp., Trichophyton spp., Histoplasma capsulatum и др. [5]. Сообщается, что у штаммов с приобретенной устойчивостью к антибиотикам не возникает перекрестной устойчивости к гексетидину даже при продолжительном, в течение 5 мес, лечении этим препаратом. Помимо антимикробного, гексетидин обладает кровоостанавливающим и анальгезирующим действием, что обосновывает его использование после тонзиллэктомии [5]. В отличие от хлоргексидина, он малотоксичен, поэтому может назначаться детям. Метилсалицилат оказывает обезболивающее и противовоспалительное действие. Стопангин выпускается в виде спрея и раствора для полоскания горла. стопангин содержит комплекс эфирных масел: анисовое, эвкалиптовое, сассафрасное, гвоздичное, масло мяты перечной. Они обладают не только смягчающим, но и антисептическим эффектами.

В отделении болезней уха, горла и носа ФГУ МНИИПиДХ Росздрава было проведено исследование эффективности препарата стопангин при лечении хронических компенсированных тонзиллитов (ХКТ) и хронических декомпенсированных тонзиллитов (ХДТ) у детей в сравнении с традиционной терапией. В ходе исследования решались следующие задачи: оценка противовоспалительных и анальгетических свойств препарата, как при консервативном лечении хронического тонзиллита, так и после тонзиллэктомии, а также влияние стопангина на патогенную микрофлору глотки до и после лечения.

В исследовании приняли участие 51 пациент в возрасте от 5 до 17 лет: из них 31 человек с ХКТ и 20 пациентов с ХДТ после тонзиллэктомии. Все дети перед госпитализацией прошли курс антибактериальной терапии, некоторые дважды. План обследования пациентов включал ежедневный осмотр с оценкой динамики состояния слизистой глотки и учет субъективной оценки больным выраженности болевого синдрома по визуально-аналоговой шкале. У всех пациентов до и после лечения было проведено исследование микрофлоры глотки.

Все пациенты были распределены в две группы (табл.). Пациенты основной группы получали лечение стопангином: проводилось промывание лакун миндалин раствором препарата 2 раза в день (у пациентов после тонзиллэктомии — полоскание ротоглотки), а также орошение зева спреем стопангин 3 раза в день. Больные контрольной группы получали традиционную терапию: промывание лакун миндалин, полоскание ротоглотки раствором фурацилина или физиологическим раствором с добавлением настойки эвкалипта (1:10) и смазывание зева раствором Люголя. Детям с ХДТ после тонзиллэктомии дополнительно проводилось орошение зева аэрозолем «Каметон» 3 раза в день. Курс лечения составил 7–8 дней.

Все пациенты первоначально предъявляли жалобы на першение и сухость в горле, боли при глотании. У 50% детей отмечались симптомы интоксикации: слабость, утомляемость, повышенная потливость, периодический подъем температуры до субфебрильных цифр, «летучие» боли в суставах. При фарингоскопии у большинства детей выявлялась выраженная гиперемия передних небных дужек, гипертрофия миндалин от I до III степени, как правило, с гнойными пробками в лакунах. При фарингите клиническая картина дополнялась утолщением боковых валиков глотки или наличием лимфоидных гранул на задней стенке глотки. При тонзилломикозе присутствовал характерный белый налет на поверхности миндалин.

Всем пациентам перед началом лечения было проведено исследование микрофлоры глотки. В первой группе у 4 больных высевалась монофлора, у остальных 17 микроорганизмы высевались в ассоциации. Во второй группе монокультура высевалась у 1 больного и у 10 больных — ассоциация микроорганизмов.

Исследование продемонстрировало более высокую терапевтическую эффективность препарата стопангин по сравнению с традиционной терапией. У больных с ХКТ, получавших стопангин, ко 2–3-му дню лечения отмечено исчезновение болевых ощущений и дискомфорта в горле, на 3–4-е сутки исчезала гиперемия слизистой зева и значительно сократилась лимфоидная ткань миндалин. Уменьшение или исчезновение налетов на миндалинах при тонзилломикозе отмечались на 5–6-е сутки. В контрольной группе детей с ХКТ выше перечисленные симптомы разрешались на 2–3 дня позже.

У детей с ХДТ (после тонзиллэктомии) на фоне применения стопангина болевой синдром разрешился на 3–4-е сутки, к этому времени также исчезла гиперемия слизистой и отек дужек и язычка мягкого неба. На 4–5-е сутки миндаликовые ниши очистились от налетов. Ни у одного больного этой группы не было отмечено тризма жевательной мускулатуры и болезненности подчелюстных лимфоузлов. В контрольной группе после тонзиллэктомии болезненность при глотании сохранялась до 5–7-го дня, миндаликовые ниши очистились от налетов к 7–9-му дню. У 4 из 10 больных отмечались тризм жевательной мускулатуры и явления подчелюстного лимфаденита разной степени выраженности.

Анализ микробной флоры после лечения выявил антибактериальное действие стопангина: у 70% больных после проведенного курса лечения препаратом в мазках из зева отмечена нормофлора, в то время как в группе, получавшей традиционную терапию, патогенные бактерии не были выявлены у 55% пациентов.

В группе лечения стопангином побочных явлений выявлено не было. Большинство детей отметили приятные вкусовые качества препарата.

Результаты исследования свидетельствуют о благоприятном комплексном воздействии препарата стопангин, оказываемом на детей с хроническим тонзиллитом и после тонзиллэктомии.

  • Применение препарата стопангин у детей с хроническим тонзиллитом приводит к сокращению сроков лечения по сравнению с традиционной терапией за счет антисептических и противовоспалительных свойств препарата.
  • Антимикробное и антимикотическое свойства препарата приводят к более быстрому исчезновению налетов и более эффективной санации слизистой ротоглотки по сравнению с традиционной терапией.
  • Применение стопангина позволяет уменьшить выраженность болевого синдрома у пациентов с хроническим тонзиллитом и детей после тонзиллэктомии.
Литература
  1. Гаращенко Т. И., Богомильский М. Р., Шишмарева Е. В. Новые подходы к лечению обострений хронического тонзиллита у детей//Детские инфекции. 2004. № 1.
  2. Пономарев Л. Е. и др. Влияние хронического тонзиллита на формирование группы часто болеющих детей из детских дошкольных учреждений//Новости оториноларингологии и логопатологии. 1995. № 3 (4).
  3. Пальчун В. Т., Крюков А. И. Оториноларингология. М.: Литера, 1997.
  4. Полякова Т. С., Полякова Е. П. Хронический тонзиллит: диагностика, лечение, профилактика//РМЖ. 2004. Т. 12. № 2.
  5. Лопатин А. С. //РМЖ. 2000. Т. 2. № 2.

Н. В. Зиборова, кандидат медицинских наук
С. А. Лосева
НИИ ПиДХ, Москва

Врезки:

  • Таблица. Нозологические формы и число больных по группам