Медикаментозное лечение левостороннего варикоцеле
20.12.2005
Одним из наиболее распространенных заболеваний в практике детского хирурга, уролога-андролога является варикоцеле — расширение вен семенного канатика. Частота его в мужской популяции, по разным данным, достигает 10–20%. Особое внимание варикоцеле стало привлекать к себе с середины XX в: когда была выявлена связь этого заболевания с бесплодием. В настоящее время расширение вен семенного канатика в структуре мужской инфертильности составляет более 30% и считается одной из ее ведущих причин [1, 2, 3].
Обычно варикозное расширение гроздевидного сплетения возникает в подростковом возрасте, в ходе полового созревания. Оно проявляется расширением вен в верхней части левой половины мошонки, которые вначале лишь пальпируются при напряжении мышц брюшного пресса с задержкой дыхания, а затем увеличиваются, становясь заметными на глаз, и выглядят как клубок вен сверху от яичка. При дальнейшем развитии процесса мошонка отвисает, а яичко становится дряблым, уменьшается в объеме по сравнению с противоположным. У взрослых больных часто возникают неприятные ощущения, тянущие боли в области мошонки. Очень часто левостороннее варикоцеле сопровождается бесплодием. У мужчин зрелого и старшего возраста при этом заболевании отмечаются гормональные нарушения, снижение потенции [4, 5, 6].
Несмотря на некоторую неясность патогенеза левостороннего варикоцеле и многообразие гипотез о причине снижения фертильности при этом заболевании, общепринятым методом лечения варикоцеле считается хирургическое вмешательство. Как правило, целью операции является прерывание рефлюкса (сброса крови в направлении, противоположном ее обычному течению) из левой почечной вены в гроздевидное сплетение по яичковой вене, проходящей в забрюшинной клетчатке. «Открытая» хирургия практикует доступ в забрюшинное пространство через разрез в левой подвздошной области. За рубежом часто используется разрез в паховой области. Лапароскопическое вмешательство обычно производится через брюшную полость, что позволяет достичь тех же самых сосудов за брюшиной. Наконец, эндоваскулярные методы позволяют прерывать кровоток в яичковой вене, проводя в нее катетер через бедренную, нижнюю полую и почечную вены последовательно, после чего производится склеротерапия или устанавливаются приспособления для окклюзии сосуда. Все имеющиеся методики преследуют одну цель, и хотя они и имеют ряд преимуществ и недостатков зачастую чисто технического плана, единый принцип вмешательства сохраняется. Можно сказать, что современные методы оперативного вмешательства в 95–98% случаев позволяют прервать патологический кровоток, вызывающий расширение вен гроздевидного сплетения. При этом «рутинные» оперативные вмешательства Паломо и Иваниссевича приводят к рецидивам и осложнениям более чем в 10% случаев [7, 8, 9].
Таким образом, оперативное вмешательство весьма успешно решает проблему собственно варикозного изменения сосудов, т. е. «косметическую» проблему. Что касается проблемы функциональной — нарушения репродуктивной функции, то этот вопрос остается открытым до сих пор. Большинство исследователей, занимающихся этой проблемой, отмечают значительное улучшение показателей примерно у 1/2 больных, даже при выраженном снижении количества сперматозоидов в сперме. В случае бесплодия около 30% пар удается зачать ребенка в первый год после оперативного лечения. К сожалению, «нормальных» показателей удается достичь также не у всех пациентов [11, 12, 13, 14]. Во всяком случае, тактика лечения взрослых пациентов четко определена: это андрологическое наблюдение и лечение, т. е. восстановление репродуктивных функций [9, 11, 12, 14].
Рисунок 1. Варикозно измененное гроздевидное сплетение. Цветовое допплеровское картирование. Клиностаз |
Рисунок 2. Цветовое допплеровское картирование гроздевидного сплетения того же больного во время пробы Вальсальвы |
У детей, а к ним относят и подростков 14-15 лет, у которых практически закончилось половое созревание, варикоцеле расценивается по-прежнему как «косметический» дефект. Считается необходимым проводить оперативное вмешательство при 2-й и 3-й степени расширения вен семенного канатика. При 1-й степени болезни пациент подлежит наблюдению (в отличие от взрослых, где снижение фертильности может служить показанием к оперативному лечению и при скрытых субклинических формах заболевания), поскольку иногда встречаются случаи самоизлечения больных с начальными степенями варикоцеле. Вместе с тем наши собственные наблюдения свидетельствуют о прогредиентном течении этого процесса у подавляющего числа больных. Таким образом, в настоящее время большинство детей с начальными степенями варикоцеле (субклинической и 1-й степенью) не получают никакого лечения вообще, хотя у взрослых больных уже в этом случае часто наблюдаются нарушения сперматогенеза.
Больные со 2-й и 3-й степенью варикоцеле в обязательном порядке направляются на оперативное лечение. Этому способствует установка медицинских комиссий военкомата, где 16-летних подростков также обязательно лечат оперативно, вне зависимости от состояния их репродуктивной функции. Положение осложняется тем, что в детском и подростковом возрасте не всегда возможен анализ спермы.
Рисунок 3. Цветовое допплеровское картирование устьевого отдела тестикулярной вены: 1— левая почка; 2 — левая почечная вена; 3 — тестикулярная вена |
Рисунок 4. Цветовое допплеровское картирование устьевого отдела тестикулярной вены: 1 — левая почка; 2 — левая почечная вена; 3 — тестикулярная вена с нормальным кровотоком; 4 — вторая тестикулярная вена с ретроградным кровотоком |
Долгое время диагноз варикоцеле ставился лишь при физикальном обследовании. Рентгеноконтрастные эндоваскулярные методы достаточно сложны, и поэтому для уточнения причины, вызвавшей варикоцеле и последующее склерозирование сосудов, применяются сравнительно редко. В настоящее время для подтверждения диагноза широко используется неинвазивное ультразвуковое обследование. Выработаны четкие критерии диагноза варикоцеле [7, 8, 9, 15]. Конечно, обследование должно проводиться на аппаратах высокого класса. Это дает возможность не только зарегистрировать рефлюкс крови в гроздевидное сплетение (рис. 1, 2), но и оценить строение почечных вен, устьевых отделов левой яичковой вены (рис. 3, 4). Мы использовали иллюстративный материал, любезно предоставленный проф. М. И. Пыковым, к. м. н. Т. Р. Лавровой, к. м. н. М. Ю. Любаевой.
Сонография важна еще и потому, что этот метод дает возможность увидеть нарушения кровообращения в ткани самого яичка, являющиеся, по нашему мнению, основной причиной снижения фертильности (рис. 5).
Исследование не имеет возрастных ограничений. Результаты научных изысканий отдела детской хирургии и кафедры лучевой диагностики детского возраста РМАПО свидетельствуют о том, что имеется четкая связь между показателями интратестикулярного кровотока и качеством семени у подростков [7]. Импульсная допплерометрия возвратных артерий паренхимы яичка, таким образом, является на настоящий момент едва ли не единственным методом, позволяющим неинвазивно оценить трофику яичка у больных варикоцеле, равно как и при других заболеваниях яичек. Важно, что это исследование можно повторять многократно как до операции, так и в период после вмешательства для оценки эффективности лечения.
Рисунок 5. Цветовое допплеровское картирование яичка: 1 — транс-медиастенальная артерия; 2 — центропетальная артерия; 3 — возвратная артерия |
Наши наблюдения за подростками, осуществлявшиеся до и после оперативного вмешательства, показывают, что для яичка перевязка основного отводящего кровь сосуда (яичковой вены), а зачастую и главного питающего ствола (яичковой артерии) имеет свои последствия. Атрофии яичка, как правило, не происходит, но уже в первый месяц после операции возникают нарушения сперматогенеза, частично восстанавливающиеся через 1 год и нивелирующиеся по прошествии 3 лет. Более всего страдает и так сниженная при варикоцеле подвижность сперматозоидов (рис. 6, а, б) [16].
Таким образом, при лечении варикоцеле в ряде случаев необходима медикаментозная поддержка, во-первых, при начальных формах заболевания, которые по существующему положению не подлежат оперативному лечению, во-вторых, до и после оперативного лечения — для сглаживания негативных воздействий, возникающих в результате операции, и наилучшей последующей адаптации.
В патогенезе бесплодия при варикоцеле важную роль играет циркуляторная гипоксия тканей. Последняя, вызывая активацию перикисного окисления липидов и гликолиза и снижение активности антиоксидантной системы, ведет к повреждению сперматогенного эпителия, перестройке стероидогенеза, обратимому снижению подвижности гамет, структурным их изменениям и акросомальной реакции.
Это диктует необходимость назначения пациентам антиоксидантов. Помимо традиционных витаминов А, Е, С, в настоящее время широко используются экстракты из виноградных выжимок. Антиоксидантные комплексы, как правило, содержат значительное количество жирорастворимых витаминов. Можно применять один из комбинированных препаратов, учитывая в каждом случае наличие тех или иных необходимых компонентов: антиокс — по 1 капсуле 2 раза в сутки; витамакс плюс С с антиоксидантами — по 1 капсуле в сутки или через день; антиокс плюс — по 1 капсуле перед едой, запивая большим количеством воды (не содержит токоферол, который надо добавлять, и не назначается детям до 12 лет); три-ви плюс — 1 таблетка в сутки перед едой (также не назначается детям до 12 лет); триовит — по 1–2 капсуле в сутки, курс — 2 мес.
Наряду с этим необходимо снять спазм артериол, проявляющийся в повышении индекса резистентности и индекса пульсации при допплеровском обследовании и приводящий к гипоксии тестикулярной ткани. Надо сказать, что при выраженных степенях варикоцеле и в послеоперационном периоде часто отмечается и снижение уровня вышеуказанных допплеровских показателей, что указывает на патологические типы кровообращения (коллатеральный или шунтирование). Из средств, улучшающих микроциркуляцию, предпочтительными являются препараты пентоксифиллина (агапурин, трентал, орбифлекс). Пентоксифиллин назначают по 100 мг 2 раза в день (в зависимости от возраста подростка, доза может быть увеличена или снижена — при склонности к снижению артериального давления).
Антиоксиданты и препараты, улучшающие микроциркуляцию, целесообразно назначать курсами постоянно. В случае использования токоферола, аскорутина и пентоксифиллина вне состава комбинированных препаратов возможно лечение по схеме: 10 дней в начале каждого месяца.
Применение указанных препаратов хорошо отражается на трофике гонад, что подтверждается ультразвуковыми параметрами.
В качестве «стабилизирующего» лечения, призванного предотвратить прогрессирование процесса при начальных степенях (субклинической и первой) варикоза гроздевидного сплетения, мы используем венопротекторы. Назначают детралекс по 1 таблетке 2 раза в день в течение 1 мес, далее при клиническом эффекте дозу снижают до 1 таблетки в сутки в течение 1 мес. В следующий месяц применяют эскузан (флаконы по 20 мл) по 12–15 капель 3 раза в сутки или препараты гингко билоба. К последним относятся гинкор форте (в состав средства, кроме экстракта гингко, входит гептаминола гидрохлорид 300 мг и троксерутин 300 мг).
В предоперационном периоде целесообразно за 10–14 дней провести курс медикаментозной подготовки, включающий применение антиоксидантов.
В послеоперационном периоде курс медикаментозного лечения должен составлять минимум 3 мес (период, наиболее опасный для яичка, когда еще не сформировались коллатерали). Целесообразно назначать антиоксиданты, препараты, улучшающие микроциркуляцию (не ранее 10-го дня после операции); в более позднем периоде, в особенности при наличии грубых узлов, не всегда сразу исчезающих в послеоперационном периоде, — венопротекторы.
В идеале терапия должна осуществляться под строгим контролем показателей импульсной допплерометрии или анализов спермограмм.
Больной варикоцеле даже после успешной операции должен находиться под наблюдением андролога вплоть до рождения желаемого количества детей. В случае если операция по каким-то причинам невозможна, наблюдение специалиста может понадобиться и в дальнейшем: для предотвращения последствий варикозного расширения вен и орхопатии, наступающих в период около 40 лет.
Литература
- Comhaire F. Varicocele infertility: an engima//Int. J. Androl. 1983; 6: 401.
- Grasso-Leanza F., Pepe P., Panella P., Pepe F. Valutazione velocimetrica delle arterie spermatiche mediante eco color-Doppler in pazienti affetti da varicocele idiopatico//Minerva. Urol. Nefrol. 1997; 49: 4: 179-182.
- Hargriavi T. B., Kyle K. F., Killy A. M., England P. Prolactin and gonadotropin in 208 men presenting with infertility// Brit. J. Urol. 1977; 49: 747-750.
- Уро-Ниле Джоди Туре. Прогнозирование и оценка способов восстановления фертильности у больных варикоцеле: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Ташкент, 1991. 22 с.
- Hadziselimovic F., Herzog B., Liebundgut B., Jenny P., Busep M. Testicular and vascular changes in children and adults with varicocele//J. Urol. 1989; 142: 2: 2: 583-585.
- The influence of varicocele on parameters of fertility in a large group of men presenting to infertility clinics//Fertil. Steril. 1992; 57: 6: 1289-1293.
- Кондаков В. Т., Пыков М. И. Варикоцеле. М.: Издательский дом ВИДАР-М, 2000. 104 с.
- Любаева М. Ю. Ультразвуковые критерии оценки эффективности хирургического лечения варикоцеле у детей и подростков: дис. ... канд. мед. наук. М., 2003. 107 с.
- Степанов В. Н., Кадыров З. А. Варикоцеле. Диагностика и лечение варикоцеле. М.: Трансдорнаука, 2001. 169 с.
- Thon W. F., Gall H., Danz B., Bahren W., Sigmund G. Percutaneous sclerotherapy of idiopathic varicocele in childhood: A preliminary report//J. Urol. 1989; 141: 4: 913-915.
- Арбулиев М. Г., Адзиев М. Р., Гаджиев Д. П. К проблеме лечения варикоцеле//Хирургия периферических сосудов.: сборник трудов Ставропольского государственного медицинского института и Дагестанского государственного медицинского института/под ред. И. Гиреева. Ставрополь, 1991. С. 68-73.
- Гончар М. А., Попов А. И. Варикоцеле как одна из причин бесплодия мужчин//Урология. 1986. № 20. С. 91-92.
- Ковалев В. А., Ковалева С. В. Влияние варикоцеле на сперматогенез//Современные технологии в оценке отдаленных результатов лечения урологической патологии у детей: материалы научно-практической конференции детских урологов, посвященной 35-летию отдела урологии Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации. Москва. 13-15 марта 2001 г. С. 13-15.
- Cayan S., Kadioglu T. C., Tefekli A., Kadioglu A., Tellaloglu S. Comparison of results and complications of high ligation surgery and microsurgical high inguinal varicocelectomy in the treatment of varicocele// Urology. 2000. May. 55(5). 750-754.
- Лаврова Т. Р. Ультразвуковая диагностика варикоцеле у детей и подростков: дис. ... канд. мед. наук. М., 2002. 156 с.
- Кондаков В. Т., Годлевский Д. Н., Филиппова Е. А., Спориус Р. М. Функциональные нарушения половых желез при варикоцеле у подростков// 4-й съезд Российской ассоциации специалистов ультразвуковой диагностики: тезисы докладов. Москва, 27-30 октября 2003 г. С. 242.
Д. Н. Годлевский
А. Б. Окулов, доктор медицинских наук, профессор
РМАПО, МГМСУ, Москва
Врезки: