Применение антиоксидантов при хронических гастродуоденитах у детей

Н. А. Коровина, И. Н. Захарова, Л. А. Катаева, Е. В. Скоробогатова

В последнее время все чаще исследование гастродуоденальной патологии осуществляется с позиций клинической мембранологии, поскольку доказано, что любой патологический процесс начинается с повреждения мембранных структур. Среди причин, ведущих к повреждению мембран, важное место принадлежит повышению процессов перекисного окисления липидов (ПОЛ). Согласно современным данным, ПОЛ является метаболическим процессом, который постоянно происходит в любой клетке и в различных мембранных структурах [1, 2]. Поддерживать ПОЛ на определенном физиологическом уровне помогает система антиоксидантной защиты (АОЗ).

АОЗ человеческого организма представлена комплексом ферментов и низкомолекулярных соединений небелковой структуры. Основная ее функция — контроль и торможение свободнорадикальных процессов во всех органах и тканях, а также обезвреживание токсических продуктов, которые вызывают мембранодеструктивный эффект. Нарушения в системе АОЗ могут быть связаны с недостаточной активностью одного или нескольких ферментов, что приводит к нарушению стабильности цитомембран и усилению процессов ПОЛ в организме [3, 4].

В физиологических условиях существует определенное равновесие между степенью ПОЛ и состоянием АОЗ. Снижение активности АОЗ или ее несостоятельность способствуют повышению активности ПОЛ, что в конечном итоге приводит к мембранопатологическим процессам [6, 7].

К антиоксидантам относятся: витамин Е (токоферол), витамин С (аскорбиновая кислота), убихинон, витамин А (ретинол), b-каротин, селен и др. (табл. 1).

В профилактике и комплексной терапии различных заболеваний у детей широко используются препараты: веторон Е, алфавит, витаминерал, кудесан и др. (табл. 2) [5].

Развитие многих хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей сопровождается повреждением тканей вследствие избыточного образования в них активных форм кислорода (АФК). Основным источником образования АФК в гастродуоденальной зоне являются полиморфноядерные лейкоциты, инфильтрировавшие слизистую оболочку желудка и двенадцатиперстной кишки. Недостаточное функционирование систем АОЗ ведет к развитию окислительного стресса [1, 2, 9, 10]. Гастродуоденит — хроническое воспалительное заболевание антрального отдела желудка и двенадцатиперстной кишки, сопровождающееся нарушением регенерации эпителия слизистой оболочки этих отделов пищеварительного тракта, расстройством секреторной функции и моторики. В развитии хронического гастродуоденита у детей имеет значение целый ряд факторов риска, которые необходимо учитывать при определении тактики лечения [11].

Факторы риска развития гастродуоденитов у детей:

  • Отягощенная наследственность по заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
  • Характер вскармливания ребенка на первом году жизни (короткий период грудного вскармливания, искусственное вскармливание неадаптированными смесями).
  • Длительные нарушения режима и качества питания (редкие или частые приемы пищи, неравномерные интервалы между ними).
  • Употребление продуктов, механически и химически раздражающих слизистую оболочку желудка и двенадцатиперстной кишки.
  • Длительный или беспорядочный прием медикаментов (салицилатов, ацетилсалициловой кислоты, сульфаниламидных препаратов, антибиотиков).
  • Стрессовые состояния.
  • Неблагоприятная экология места проживания (радиация, загрязнение почвы, воды солями тяжелых металлов и т. д.).
  • Функциональные и органические нарушения желудочно-кишечного тракта (запоры, дисбактериоз, аномалии развития органов пищеварительного тракта, дуоденогастральный рефлюкс и др.).
  • Рецидивирующие кишечные инфекции.
  • Пищевые отравления.
  • Инфицирование слизистой оболочки антрального отдела желудка и двенадцатиперстной кишки Helicobacter pylori.
  • Глистные и паразитарные инвазии.
  • Пищевая аллергия.
  • Наличие хронических очагов инфекции (кариес) [11].

Дефицит компонентов АОЗ желудочного сока при заболеваниях органов гастродуоденальной зоны имеет патогенетическое значение, поскольку известно повреждающее действие метаболитов ПОЛ на слизистую оболочку желудка и двенадцатиперстной кишки. Существующие в настоящее время исследования свидетельствуют о необходимости комплексного подхода к проведению антиоксидантной терапии при хроническом гастродуодените, который предусматривает воздействие на различные звенья АОЗ [5].

Нами было проведено сравнительное рандомизированное плацебо-контролируемое исследование показателей ПОЛ и АОЗ при хронических гастродуоденитах у детей для патогенетического обоснования применения антиоксидантной терапии при данном заболевании.

Критериями включения являлись возраст 12–14 лет, наличие у ребенка хронического гастродуоденита в стадии обострения, а также добровольное информированное согласие родителей на участие в исследовании. В исследование было включено 50 детей, 30 из которых в составе комплексной терапии получали антиоксидантный комплекс (основная группа). Контрольную группу составили 20 пациентов, в базисную терапию которых было включено плацебо.

В комплексной терапии гастродуоденита все дети получали: омез или ранитидин, денол, трихопол, седативную микстуру. Дети основной группы дополнительно к базисной терапии использовали два комплекса антиоксидантов, первый включал убихинон (коэнзим Q10) — 20 мг, β-каротин — 1 мг, витамин А — 700 МЕ, витамин Е — 3 мг, магний — 60 мг и назначался утром. Второй содержал липоевую кислоту — 8 мг, янтарную кислоту — 35 мг, витамин С — 25 мг, магний — 40 мг и назначался в обед. Контрольная группа получала плацебо, которое содержало микрокристаллическую целлюлозу. Данная терапия проводилась в течение 3 нед.

Всем детям до и после лечения проводилось исследование в крови показателей ПОЛ (диеновых конъюгат (ДК), малонового диальдегида (МДА) и антиоксидантных ферментов (супероксиддисмутазы (СОД), глутатионпероксидазы (ГТП), каталазы, токоферола, церулоплазмина.

Для постановки диагноза кроме клинико-лабораторных исследований всем детям проводилось эндоскопическое исследование — эзофагогастродуоденоскопия (ЭГДС), которое позволило выявить у 53% детей поверхностный гастродуоденит, у 46% детей — гипертрофический гастродуоденит и только у одного ребенка (1,1%) — эрозивный гастродуоденит (рис).

Рисунок. Характеристика хронического гастродуоденита по данным ЭГДС

Что касается наиболее частых клинических симптомов гастродуоденита у исследованных больных, то 68,6% детей жаловались на ранние боли, сразу после еды; голодные боли отмечали 80%, изжогу — 25,7%, отрыжку — 13,3%.

У 88,6% больных определялась болезненная пальпация эпигастрия, плохой аппетит — у 40%.

При исследовании показателей ПОЛ до применения антиоксидантных комплексов в период обострения хронического гастродуоденита у большинства больных основной и контрольной групп (соответственно 93,3 и 90%) выявлено значительное повышение содержания первичных (ДК) и вторичных продуктов (МДА) ПОЛ (табл. 3). Содержание ДК и МДА было повышенным примерно в 2 раза по сравнению с нормативными значениями.

Исследование показателей АОЗ (табл. 4) позволило выявить у большинства больных (83,3%) в период обострения хронического гастродуоденита и у 6,7% детей высокий уровень церулоплазмина в крови (табл. 4). Снижение содержания церулоплазмина в плазме крови в острый период заболевания может быть связано с его накоплением в «очаге» воспаления. Наряду с этим уровень токоферола в крови у 60% больных основной группы и 80% контрольной группы в среднем был больше нормы (табл. 4), только 8% больных имели низкое содержание токоферола в крови. Полученные данные определяют осторожный выбор антиоксидантов, так как известно, что при избытке токоферола могут образовываться его прооксидантные радикалы и поэтому дополнительное введение витамина Е в этот период заболевания может приводить к дальнейшему повреждению цитомембран.

При исследовании внутриклеточных ферментов выявлено, что в период обострения хронического гастродуоденита у детей основной и контрольной групп показатели СОД были снижены. У большинства детей (соответственно у 73,3 и 100% больных) показатели СОД были снижены, только 26,7% детей имели нормальные показатели СОД.

Еще чаще выявлялось снижение активности ГТП как у детей основной группы, так и у больных контрольной группы до 100%. Значительно реже в период обострения хроническим гастродуоденитом изменялась активность каталазы, уровень которой у 64% детей был в норме (табл. 5).

После проведенного курса лечения у больных, получавших антиоксидантные комплексы, отмечено достоверное снижение уровня ДК и МДА в крови ( р < 0,05), тогда как у детей контрольной группы, получавших плацебо, уровень ДК и МДА в крови оставался повышенным (р > 0,05).

Содержание церулоплазмина в сыворотке крови, играющего такую же роль в подавлении реакций свободнорадикального окисления в крови, как и СОД внутри клеток, согласно проведенным исследованиям у детей с хроническим гастродуоденитом, несмотря на антиоксидантную терапию не имело существенной динамики. При включении в терапию антиоксидантных комплексов содержание церулоплазмина у 76,7% детей оставалось сниженным. Практически не изменялся уровень токоферола в крови у больных обеих групп (табл. 4).

Определение показателей неферментативного звена АОЗ показало, что после проведенного курса лечения антиоксидантными комплексами уровень СОД либо восстанавливается до нормального (у 60%), либо становиться повышенным (у 40% больных) (р < 0,05). В контрольной группе у больных, которые получали плацебо показатели СОД продолжали достоверно оставаться сниженными (р < 0,05). Аналогичная динамика определялась в содержании ГТП (р < 0,05). Полученные данные свидетельствуют о достоверном влиянии антиоксидантных комплексов на активность СОД и ГТП, способствуя либо восстановлению их уровня, либо увеличению всех нормальных показателей.

После проведенного курса терапии антиоксидантными комплексами менее выраженная динамика отмечается в содержании каталазы, уровень которой имел лишь тенденцию к увеличению (р > 0,05). После приема антиоксидантного комплекса у 36,7% больных уровень каталазы в крови оставался сниженным.

Таким образом, проведенные наблюдения свидетельствует о существенных нарушениях в системе ПОЛ-АОЗ, в период обострения хронического гастродуоденита у детей, которые не восстановились полностью в течение 3 нед комплексной терапии, что определяет необходимость целенаправленного использования антиоксидантов не только в период обострения, но и в фазу стихания хронического гастродуоденита.

Наряду с медикаментозной терапией условиями успешного лечения ребенка с гастродуоденитом являются:

  • создание в семье обстановки психологического комфорта;
  • соблюдение режима дня с достаточным сном;
  • максимальное пребывание ребенка на свежем воздухе;
  • ежедневные занятия гимнастикой, лечебной физкультурой (по показаниям);
  • соблюдение режима питания и диеты;
  • достаточный питьевой режим;
  • ежедневный оформленный стул;
  • ежедневная гигиеническая ванна или душ [11].

Таким образом, программа лечения больных гастродуоденитом включает: коррекцию факторов риска; выполнение условий успешного лечения; применение антиоксидантов и микронутриентов, медикаментозную, этиотропную и патогенетическую терапию гастродуоденита.

Последовательное, настойчивое использование всех фрагментов лечебной программы обеспечивает ликвидацию патологических изменений в желудке и двенадцатиперстной кишке и предупреждает формирование осложненных форм заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей.

Литература
  1. Переслегина И. А. Клинико-патогенетическое значение нарушений перекисного окисления липидов и антиоксидантной защиты организма при хроническом гастродуодените и язвенной болезни двенадцатиперстной кишки у детей: автореферат ... д-ра мед. наук. М., 1991. 41 с.
  2. Файззулина Р. А. Влияние микроэлементарных нарушений на состояние ПОЛ при хроническом гастродуодените у детей// Педиатрия. 2002. № 3. С. 44–48.
  3. Суханова Г. А., Серебров В. Ю. Биохимия клетки, Чародей// Томск, 2000. С. 91–142.
  4. Владимиров Ю. А., Арчаков А. И. Перекисное окисление липидов в биологических мембранах. М.: Наука, 1972. 252 с.
  5. Коровина Н. А., Захарова И. Н., Заплатников А. Л., Обыночная Е. Г. Дефицит витаминов и микроэлементов у детей: современные подходы к коррекции: руководство для врача-педиатра. М., 2004. С. 67, 73, 74.
  6. Алексеева Н. В., Юрьева Э. А., Махачев Б. М. и др. Современные способы оценки процессов пероксидации в организме при заболеваниях у детей: пособие для врачей. М., 2000. С. 3–46.
  7. Ланкин В. З. Свободнорадикальное окисление в норме и патологии. М., 1976. С. 108–110.
  8. Коровина Н. А., Захарова И. Н., Гаврюшова Л. П., Творогова Т. М., Мумладзе Э. Б., Скоробогатова Е. В. Вегетативная дистония у детей: руководство для врачей. М.: ИД «Медпрактика — М», 2006. 68 с.
  9. Баранов А. А., Щербаков П. Л. Актуальные вопросы детской гастроэнтерологии// Вопросы современной педиатрии. 2002. Т. 1. № 1. С. 12–16.
  10. Кулинский В. И. Активные формы кислорода и оксидативная модификация макромолекул: польза, вред, защита// Соровский образовательный журнал. 1999. № 1. С. 2–7.
  11. Пайков В. Л., Хацкель С. Б., Эрман Л. В. Гастроэнтерология детского возраста в схемах и таблицах: справочное руководство. СПб.: Специальная Литература, 1998. 534 с.
  12. Коровина Н. А., Захарова И. Н., Обыночная Е. Г., Скоробогатова Е. В. Современные подходы к коррекции нарушений здоровья в период реконвалесценции// Русский медицинский журнал. Т. 12. № 21 (221). 2004. С. 1219–1222.

Н. А. Коровина, доктор медицинских наук, профессор
И. Н. Захарова, доктор медицинских наук, профессор
Л. А. Катаева
Е. В. Скоробогатова

РМАПО, Тушинская ДГБ, Москва

Врезки:

  • Таблица 1
  • Таблица 2
  • Таблица 3
  • Таблица 4
  • Таблица 5
  • Таблица 6