Возможность коррекции йододефицитных состояний продуктами детского питания промышленного производства

А. В. Суржик

Йодный дефицит и обусловленные им заболевания формируют широкий спектр медико-социальных проблем на территории Российской Федерации. Проблема связана с тем, что йод практически повсеместно находится в природе в крайне малом количестве, и при отсутствии адекватных профилактических мероприятий по его восполнению дефицит йода становится значимым природным фактором, оказывающим неблагоприятное воздействие на здоровье человека.

Проблема дефицита йода обостряется в связи с ухудшением общей экологической обстановки, так как на фоне отрицательного влияния климатогеографических и экологических факторов негативное действие йодного дефицита на организм усиливается. Определенную роль играют и демографические процессы: имеются данные, что щитовидная железа иммигрантов, попавших в районы йодного дефицита, оказывается более чувствительной к недостатку этого микроэлемента по сравнению с коренными жителями [1].

В России зобная эндемия разной степени выраженности распространена практически повсеместно [2]. По данным Эндокринологического научного центра РАМН дефицит йода в зависимости от региона составляет от 29 до 75% [3].

Биологическая роль йода определяется его вхождением в состав гормонов щитовидной железы. Посредством тиреоидных гормонов йод участвует в регуляции основного обмена, синтеза белков, жиров, углеводов и липидов, влияет на дифференцировку тканей, деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, иммунитет, неспецифические защитные механизмы, контролирует процессы роста и созревания скелета, отвечает за репродуктивную систему и адаптационные возможности человека на всех этапах онтогенеза. Йод является незаменимым микроэлементом. Если дефицит микроэлементов у взрослых может длительно протекать латентно, то компенсаторные возможности ребенка весьма ограничены. Недостаток йода вызывает нарушения физиологических функций организма и особенно опасен для детей раннего возраста, подростков и для беременных женщин.

При длительном его дефиците в конечном итоге нарушается тиреоидный гомеостаз и запускаются многие патологические процессы.

Например, в условиях йодного дефицита чаще регистрируются признаки вторичной иммунологической недостаточности, что приводит к росту инфекционной заболеваемости. В регионах с недостаточным йодным обеспечением риск развития хронических заболеваний увеличивается на 24–45% [4]. Йододефицитные состояния оказывают влияние на рост частоты заболеваний органов дыхания, пищеварения, нервной системы. Общеизвестно, что дефицит тиреоидных гормонов у плода и в раннем детском возрасте может привести к необратимым нарушениям умственного развития. Имеются данные, что даже в районах с умеренным дефицитом йода более 80% детей имеют ту или иную недостаточность основных познавательных функций [5].

Большинство исследователей считают «критическим» в отношении зависимости головного мозга от уровня тиреоидных гормонов период от поздних сроков гестации до 1–2 лет. Исследования L. X. Fu 1994 г. позволили авторам сделать вывод о необратимости нарушения интеллекта ребенка, связанного с йодной недостаточностью во внутриутробном периоде и до 2 лет [6].

В группу риска по развитию йододефицита необходимо отнести также детей, страдающих аллергическими заболеваниями, тем более в случаях длительного соблюдения элиминационных диет, из которых исключаются такие важные источники йода, как рыба и морепродукты [7].

В начале 80-х годов прошлого столетия ВОЗ опубликовала составленный на основании многочисленных исследований список заболеваний (патологических состояний), ассоциированных с зобной эндемией. Наиболее значимые из них: снижение интеллектуального потенциала населения, нарушение репродуктивной функции женщин, снижение физической и интеллектуальной работоспособности, высокий уровень заболеваемости, анемия, гиперлипидемия и в связи с этим повышенная склонность к атеросклеротическим заболеваниям.

С целью профилактики дефицита йода рекомендовано использование в питании йодированной соли, обогащенных йодом продуктов питания, богатых йодом морских водорослей как в натуральном виде, так и в форме йодсодержащих биологически активных добавок.

Следует иметь в виду, что независимо от методов восполнения йода он наиболее оптимально усваивается при достаточном содержании в рационе белка, железа, цинка, меди, витаминов А и Е. По данным Эндокринологического научного центра РАМН, положение с йодным дефицитом в Российской Федерации усугубляется из-за нерационального питания большинства возрастных групп: отмечена углеводная модель питания с дефицитом овощей, фруктов и белков животного происхождения [8].

Профилактика йодного дефицита на первом году жизни ребенка может осуществляться путем обогащения йодом диеты матери (при грудном вскармливании), а в случае искусственного и смешанного вскармливания рекомендуется использование адаптированных молочных смесей с достаточным содержанием этого микроэлемента. На рынке широко представлены и продукты прикорма промышленного производства с дополнительным обогащением йодом — преимущественно инстантные каши. Значительно сложнее обстоит ситуация на втором году жизни, что связано с переводом большинства детей на так называемый «общий стол», который, как было указано выше, часто оказывается несбалансированным. При этом использование йодированной соли у детей раннего возраста не может являться основным средством предупреждения и ликвидации йододефицита, так как для эффективной профилактики необходимо потребление более 5 г йодированной соли в сутки, притом что физиологическим является потребление не более 2–3 г соли в сутки для детей второго года жизни. Таким образом, на сегодня остро стоит вопрос о разработке и производстве специальных продуктов для детей данной возрастной группы.

Необходимо отметить, что в последние годы ведущие производители детского питания расширяют ассортимент продуктов прикорма для детей второго года жизни, с учетом физиологических потребностей детей этого возраста.

Примером может служить пюре из мяса цыплят «Ламина» с добавлением морской капусты (ламинарии) (ООО «ЮНИМИЛК»). Продукт производится на заводе детских мясных консервов «Тихорецкий» из высококачественного сырья, полученного на специальных птицефабриках без использования пестицидов, гормонов и антибиотиков.

В состав пюре в качестве биологического источника йода входит морская капуста — ламинария. Ламинария — это готовый натуральный, созданный самой природой, идеально сбалансированный комплекс, содержащий около 40 микро- и макроэлементов, находящихся в соединении с органическими веществами. Это в первую очередь йод, а также цинк, магний, железо, калий и др. Морская капуста содержит витамины: А, В1, В2, В12, С, Д, Е, пантотеновую и фолиевую кислоты.

Мясное пюре «Ламина» рекомендуется детям старше 12 мес в качестве основного мясного блюда (в сочетании с овощами и злаками). Продукт имеет хорошие вкусовые качества.

Для изучения клинической эффективности консервов «Ламина» с морской капустой проведено клиническое исследование, в котором участвовало 18 детей с различной патологией: рецидивирующий бронхит, инородное тело бронхов, бронхиальная астма, нарушения психического развития, детский церебральный паралич. Консервы назначали детям постепенно с 20–30 г и в течение 2 дней доводили до 100 г в сутки с овощами, кашами.

В ходе проведенного исследования установлена хорошая переносимость консервов детьми с различной патологией, не требующей специальной диеты. Было отмечено, что у детей с запорами состав консервов нормализовал моторную функцию кишечника.

Назначение консервов позволило оптимизировать содержание в рационе детей белка, доведя его до физиологической нормы. Произошло значительное увеличение содержания йода в рационе, притом что до исследования потребление йода (расчетные показатели) было значительно ниже физиологической возрастной нормы (средние величины: 22,7 мкг до исследования, 140 мкг через 14 дней после назначения консервов). Проведена биохимическая оценка обеспеченности йодом с помощью определения йода в моче. До начала исследования этот показатель был низким и составлял в среднем 12,4 мкг%, после приема консервов показатели значительно возросли 36,3 мкг%.

Таким образом, следует отменить, что при хороших органолептических свойствах продукт имеет высокую пищевую ценность, что дает возможность оптимизировать питание детей и повысить содержание йода в рационе за счет натурального источника йода.

Литература
  1. Дедов И. И. и др. Эндемический зоб. Проблемы и решения// Проблемы эндокринологии. 1992. №38. С. 6–15.
  2. Шарапова О. В. и др. Йододефицитные состояния у детей в Российской Федерации// Вопросы современной педиатрии. 2004. Т. 3. № 3. С. 8–14.
  3. Дедов И. И. и др. Йододефицитные заболевания у детей в Российской Федерации. М., 2003.
  4. Щеплягина Л. А. Особенности состояния здоровья детей из районов экологического неблагополучия: автореф. дис ... д-ра мед. наук. М., 1995. 47 с.
  5. Щеплягина Л. А., Макулова, Н. Д., Маслова О. И. Йод и интеллектуальное развитие ребенка// Русский медицинский журнал. 2002. № 10. С. 358–63.
  6. Fu L. X., Chen Z. N., Deng L. Q. Effects of iodine nutritional status of fetuses, infants and young children on their intelligence development in the areas with iodine-deficiency disorders. 1994; Nov; 28 (6): 330–332.
  7. Боровик Т. Э., Макарова С. Г., Балаболкин И. И., Юхтина Н. В. Диетотерапия при аллергических заболеваниях у подростков//Лечащий Врач. 2004. № 3.
  8. Дедов И. И., Герасимов Г. А., Свириденко Н. Ю. Йододефицитные заболевания в Российской федерации: метод. пособие. М., 1998. 30 с.

А. В. Суржик, кандидат медицинских наук
ООО «ЮНИМИЛК», Москва

Врезки:

  • Таблица