Витаминно-минеральные комплексы для детей: азбука эссенциальных веществ

В. М. Студеникин, Э. М. Курбайтаева, С. В. Балканская, Л. М. Высоцкая, В. И. Шелковский

Проблема профилактики и коррекции витаминодефицитных состояний остается актуальной в любом возрасте [1, 2, 3]. В современном обществе уже не только врачи, но и многие неспециалисты сознают невозможность адекватного поддержания витаминного, минерального и общего нутритивного статуса исключительно за счет питания (даже при так называемом «здоровом питании») и, как следствие, необходимость регулярного приема поливитаминных препаратов в совокупности с дотацией важнейших минеральных веществ [4]. Отказ от подобной практики неминуемо сопровождается развитием состояний витаминно-минеральной недостаточности (изолированной или в комплексе с соматическими и неврологическими заболеваниями). Именно с этим постоянно приходится сталкиваться представителям педиатрических специальностей и врачам, работающим с совершеннолетним населением. Ведь известно, что в настоящее время всего около 50% россиян принимают витамины более-менее регулярно [5, 6].

К счастью, отмечавшиеся в прошлом манифестные проявления гипо- и авитаминозов в виде цинги, болезни Меллера–Барлоу, пеллагры или болезни бери-бери встречаются у детей сравнительно редко [1, 2, 7, 8]. На смену им чаще приходит так называемая «неспецифическая поливитаминная недостаточность», находящаяся в определенной зависимости от времени года.

Как известно, витамины практически не синтезируются в организме, а следовательно, должны поступать в него извне. Можно считать доказанным, что полностью обеспечить их адекватное поступление (в соответствии с физиологическими потребностями) с пищей не представляется возможным, хотя алиментарный путь коррекции витаминодефицитных состояний не следует полностью игнорировать [9].

Каждый витамин выполняет специфические, присущие только ему, функции, которые неоднократно описывались в литературе, как и проявления витаминодефицитов различной выраженности (включая гиповитаминозы), но здесь отметим и один особый аспект витаминной обеспеченности в периоде детства.

Чрезвычайно важно помнить, что витамины — это активные антистрессорные факторы, а различные стрессы (включая метаболический, психоэмоциональный и др.) нередко выражаются в синдроме дезадаптации, сопровождающемся ухудшением состояния здоровья и снижением качества жизни детей различного возраста. Помимо острых стрессорных ситуаций существует также понятие «хронического стресса» — комплексной нейрогуморальной реакции, которая включает напряжение нервной, эндокринной, иммунной и других систем организма, приводя к выраженному нарушению адаптационных возможностей. В противостоянии острым и хроническим стрессам роль витаминов, как и некоторых минеральных веществ, трудно переоценить [10].

В свою очередь, многие минеральные вещества необходимы организму не в меньшей степени, чем витамины.

Если функции витаминов сравнительно хорошо изучены, то на роли основных минеральных веществ следует остановиться отдельно. Так, кальций выполняет в организме множество функций: играет пластическую роль в формировании тканевых структур; активизирует ферментные системы, обеспечивающие свертывание крови и мышечное сокращение; обусловливает раздражение нервов и проведение нервных импульсов; поддерживает сердечную деятельность и сосудистый тонус; регулирует продукцию и высвобождение гормонов и нейромедиаторов; участвует в ряде обменных процессов, препятствует высвобождению медиаторов аллергического воспаления; выполняет пластическую роль в формировании тканевых структур; участвует в формировании кратковременной памяти и обучающих навыков; cтабилизирует микробиоценоз кишечника, иммунологический статус и т. д.

Магний — универсальный регулятор физиологических и биохимических процессов в организме (функционирование нервной ткани и проводящей системы сердца); обеспеченность организма магнием способствует лучшей переносимости стрессовых ситуаций и подавлению депрессии.

Медь — эссенциальный макроэлемент, связанный в организме с некоторыми белками; дефицит меди сопровождается анемией, лейкопенией, снижением иммунитета, нарушениями коллагенообразования, деминерализацией костей, нарушениями роста волос и пигментации кожных покровов.

Железо играет значимую роль в окислительно-восстановительных процессах, входит в состав гемоглобина эритроцитов, миоглобина и многих ферментов; поддерживает адекватный уровень иммунной резистентности (полноценное функционирование факторов неспецифической иммунной защиты, клеточного и местного звеньев иммунитета), фагоцитоз, а также синтез лизоцима и интерферона.

Йод — обязательный структурный компонент гормонов щитовидной железы: трийодтиронина и тироксина. У детей йодная недостаточность вызывает задержку нервно-психического развития, снижение работоспособности и т. д.

Цинк является составной частью более 80 ферментов; он необходим для образования эритроцитов и других форменных элементов крови, является компонентом ряда металлоферментов, играет важную роль в метаболизме РНК и ДНК, белков и липидов, в функционировании Т-клеточного звена иммунитета, а также является адаптогеном и обладает антиоксидантными свойствами.

Селен — биологически активный макроэлемент, входящий в состав ряда гормонов и ферментов, мощный антиоксидант; селен принимает непосредственное участие в деятельности иммунной системы. Для него характерно биологическое взаимодействие не только с жирорастворимыми витаминами А и Е, но и с другими микроэлементами.

Хром участвует в метаболизме жиров и углеводов, а также в синтезе инсулина, способствует нормальному росту и развитию в детском возрасте. При дефиците хрома могут отмечаться повышенная возбудимость и раздражительность, снижение памяти, а также другие нарушения функций ЦНС.

Марганец, входящий в состав нескольких ферментных систем, необходим для поддержания нормальной структуры костей. При его недостаточности отмечаются недомогание, похудание, тошнота/рвота, замедление роста волос и др. [4, 11, 12, 13].

Регулярный прием поливитаминных препаратов, не содержащих минеральных веществ, позволяет предотвратить у детей витаминодефицитные состояния, но вполне естественно, что этого недостаточно для предупреждения дефицита важнейших макро- и микроэлементов [14, 15]. В связи с чем требуется дополнительная дотация с продуктами питания и в виде отдельных препаратов. Выбор витаминных или витаминно-минеральных препаратов для детей остается за родителями.

Совместимость отдельных витаминов между собой, а также потенциальная возможность возникновения нежелательных их взаимодействий (между собой и с минеральными веществами) — один из чрезвычайно актуальных и спорных вопросов [4]. Указанные взаимодействия могут сопровождаться химическими реакциями, в результате которых происходит дезактивация отдельных компонентов или реализуются другие метаболические феномены, не вполне желательные для организма. В частности, известно, что присутствие аскорбиновой кислоты (витамин С) приводит к частичному разрушению витамина В12 (до 30%), а сочетание последнего с витамином В1 (тиамином) может вызывать аллергические реакции. В свою очередь, кальций не вполне совместим с солями железа. В литературе обсуждаются и другие неблагоприятные взаимодействия между витаминами и минеральными веществами [1].

В этой связи решение проблемы может заключаться в раздельном (в разное время) приеме витаминных и/или минеральных компонентов с известной несовместимостью. Разработка и производство витаминно-минеральных комплексов, в которых не вполне совместимые компоненты присутствуют в отдельных таблетках, позволяют решить указанную выше проблему и оптимизировать прием эссенциальных микронутриентов.

При использовании мультитаблетированных комплексов биодоступность и эффективность усвоения витаминов с минеральными веществами, входящими в их состав, возрастают на 30–50%. Помимо качественного состава необходимо уделять внимание и количественному. Следует учитывать, что многие зарубежные комплексы разработы согласно стандартам стран производителей и могут превышать рекомендуемые в России в несколько раз. Не стоит забывать, что часть витаминов и минеральных веществ поступает в организм с продуктами питания, и комплексы могут быть хорошо совместимы с приемом пищи. Одной из важнейших задач является также соответствие дозировки возрастным особенностям и физиологическим потребностям различных категорий индивидов.

В таблицах 1, 2 представлены нормы потребления важнейших витаминов и минеральных веществ в различном возрасте [16].

Таблица 2. Нормы суточных физиологических потребностей в минеральных веществах для детей и подростков

Крайне важна и форма витаминно-минеральных комплексов. Учет определенный вкусовых пристрастий детей, позволяет упростить прием витаминов (особенно у детей дошкольного возраста).

Общие правила приема многокомпонентных витаминно-минеральных комплексов. Идеальным и рекомендуемым вариантом приема «многотаблеточных» комплексов является раздельное потребление в течение дня. При этом таблетки принимают с интервалом по 4–6 ч.

При необходимости все таблетки можно принимать одновременно. При этом частично утрачиваются преимущества, обеспечиваемые их раздельным приемом. Достигнутый эффект будет сопоставим с таковым «однотаблеточного» поливитаминного препарата с минеральными веществами.

Возможны любые индивидуальные графики приема таблеток, составляющих витаминно-минеральные комплексы.

Педиатрам известны ситуации, когда раздельный прием конкретных витаминов и макро- и микроэлементов считается особенно выигрышным. В частности, такой прием составляющих витаминно-минеральных комплексов показан детям, страдающим синдромом мальабсорбции (лактазная недостаточность, целиакия и др.), а также различными видами аллергии (атопический дерматит, пищевая или лекарственная аллергия и т. д.), так как при этом минимализируются нежелательные взаимодействия ингредиентов препаратов, снижается риск аллергических реакций и достигается оптимизация полноценного обеспечения витаминно-минерального и нутритивного статусов [1].

В настоящее время интенсивно разрабатывается концепция нейродиетологии (ее цель — оптимизация терапии психоневрологических заболеваний посредством качественного/количественного изменения состава рационов питания, алиментарная профилактика болезней нервной системы, оптимизация психомоторного развития и интеллектуальных функций), в связи с чем адекватному применению витаминов и минеральных веществ придается особое значение [1, 17].

Можно констатировать все более возрастающий и пристальный интерес врачей к использованию витаминных препаратов, в том числе витаминно-минеральных комплексов. В частности, детские неврологи нашли им широкое применение в таких клинических ситуациях, как эпилепсия, детский церебральный паралич, рассеянный склероз, невротические реакции, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нервная анорексия, синдром Дауна и др. [1, 10, 17, 18]. Список других видов психоневрологической патологии, при которых считается показанным активное применение поливитаминных препаратов и/или моновитаминов, достаточно велик и включает: гидроцефалию, болезнь Вильсона–Коновалова, синдром Ретта, расстройства аутистического спектра, лейциноз, витамин В12–зависимую форму метилмалоновой ацидемии, витамин B6–зависимую форму гомоцистинурии, пропионовую ацидемию, глутаровую ацидемию I типа, митохондриальные энцефаломиопатии и др. [1, 17, 18].

Витамины, отдельные макро- и микроэлементы незаменимы для обеспечения нормального противодействия стрессорным ситуациям, оказывают подтвержденное положительное влияние на когнитивные функции, поведение и эмоциональный фон индивидов любого возраста, но в большей степени описываемые эффекты очевидны у детей и подростков [1, 17, 18, 19, 20, 21]. Витаминно-минеральные комплексы, ориентированные на потребности пациентов конкретного возрастного диапазона, позволяют рассчитывать на максимальное усвоение всех компонентов, повышают эффективность принимаемых препаратов и значительно снижают вероятность появления аллергических реакций.

Литература
  1. Pediatric nutrition in chronic diseases and developmental disorders. Prevention, assessment, and treatment/ Ekvall S. W., Ekvall V. K. (eds.). 2nd ed. Oxford University Press. Oxford/New York. 2005. 532 p.
  2. Витаминотерапия у детей раннего возраста: пособие для врачей. М., 2004. 16 с.
  3. Студеникин В. М., Николаев А. С., Акоев Ю. С., Балканская С. В. и др. Витамины и применение поливитаминных препаратов в педиатрии// Справочник педиатра. 2006. № 6. С. 68–88.
  4. Витамины и минералы в современной клинической практике. Возможности лечебных и профилактических технологий/ под ред. О. А. Громовой, Л. С. Намазовой. М., 2003. 56 с.
  5. Студеникин В. М. Витамины для детей: мифы и реальность// Доктор.ру. 2004. № 6. С. 19–23.
  6. Студеникин В. М. Витамины и поливитаминные препараты в России// Доктор.ру. 2004. № 3. С. 30–34.
  7. Студеникин В. М. Гиповитаминозы// Лечащий Врач. 2002. № 5. С. 52–55.
  8. Студеникин В. М. Гиповитаминозы и поливитамины// Вопросы современной педиатрии. 2002. Т. 1. № 1. С. 48–51.
  9. Применение поливитаминного препарата с лецитином в нейропедиатрии: пособие для врачей/ под ред. В. М. Студеникина. М.: ИД Медпрактика-М., 2005. 20 с.
  10. Витамины в нейропедиатрии, как антистрессорные факторы: справочное пособие для врачей/ под ред. В. М. Студеникина. М.: серия «Новое в нейропедиатрии», 2006. 32 с.
  11. Витамины и минералы для здоровья детей: учебное пособие. М.: СПР-ОФ «Здоровый ребенок». НЦЗД РАМН. 2003. 28 с.
  12. Nelson textbook of pediatrics (Behrman R.E., Kliegman R.M., Jenson H.B., eds.). 17th ed. Philadelphia-London. W. B. Saunders. 2004. 2618 p.
  13. Richardson A. They are what you feed them (How food can improve your child’s behaviour, mood and learning). London. Harper Thorsons/ Harper Collins Publ. Ltd. 2006. 442 p.
  14. Профилактика и коррекция витаминной недостаточности у детей и матерей: информационное письмо. М., 2000. 17 с.
  15. Спиричев В. Б. Роль витаминов и минеральных веществ в остеогенезе и профилактике остеопатии у детей// Вопросы детской диетологии. 2003. Т. 1. № 1. С. 40–49.
  16. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР. Министерство здравоохранения СССР. М., 1991.
  17. Студеникин В. М. Поливитаминный препарат с лецитином: использование в детской неврологии// Лечащий Врач. 2003. № 6. С. 56–57.
  18. Студеникин В. М., Балканская С. В., Маслова О. И. Возможности применения поливитаминного препарата с лецитином в детской неврологии// Consilium medicum. Педиатрия. 2004. Прилож. № 1. С. 16–19.
  19. Benton D. Micro-nutrient supplementation and the intelligence of children// Neuroscience Biobehav. Rev. 2001; vol. 25: P. 297–309.
  20. Benton D., Fordy J., Haller J. The impact of long-term vitamin supplementation on cognitive functioning// Psychopharmacology. 1995; vol. 129: P. 66–71.
  21. Grantham-McGregor S. M., Ani C. C. The role of micronutrients in psychomotor and cognitive development// Br. Med. Bull. 1999; vol. 55: 511–527.

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор
Э. М. Курбайтаева
С. В. Балканская
, кандидат медицинских наук
Л. М. Высоцкая
В. И. Шелковский,
кандидат медицинских наук
НЦЗД РАМН, Москва

Врезки:

  • Таблица 1