Применение фторхинолонов IV поколения в урологической практике
Проблема выбора оптимального антимикробного препарата для лечения воспалительных заболеваний уретры и предстательной железы остается актуальной, несмотря на наличие большого количества антибактериальных препаратов и множество исследований, подтверждающих их эффективность. К тому же высок процент выявления сопутствующих внутриклеточных инфекций у пациентов, получающих терапию по поводу уретропростатитов. В первую очередь это касается хламидийной и уреаплазменной инфекций.
У данной группы пациентов наряду с купированием характерной для уретропростатитов симптоматики необходимо достичь полной эрадикации этих возбудителей. До недавнего времени оптимальными в лечении инфекций нижних мочевыводящих путей принято было считать препараты из группы фторхинолонов, «золотым стандартом» из которых считался ципрофлоксацин. Однако существенным недостатком препарата является низкая активность в отношении пневмококков, внутриклеточных возбудителей (хламидий, микоплазм) и анаэробов. Эта проблема была разрешена с разработкой фторхинолонов III поколения, таких как левофлоксацин, а также фторхинолонов IV поколения — моксифлоксацин (Авелокс) [1]. С их появлением расширились возможности антимикробной терапии уретропростатитов, обусловленных грамположительными, анаэробными и атипичными внутриклеточными микроорганизмами. Следует отметить, что эти фторхинолоны способны в достаточной концентрации проникать через гематопростатический барьер, создавая высокие концентрации в ткани и секрете предстательной железы и в эякуляте.
Моксифлоксацин — новый 8-метоксихинолон широкого спектра действия с высокой активностью в отношении как аэробной (грамположительной и грамотрицательной) микрофлоры, так и внутриклеточных возбудителей и анаэробов [1, 2].
В нашей клинике в качестве антимикробного препарата для лечения 26 пациентов с клинико-лабораторной картиной обострения хронического уретропростатита и с сопутствующей хламидийной и/или уреаплазменной инфекцией был применен препарат Авелокс.
Авелокс оказывает бактерицидное действие за счет ингибирования ферментов класса топоизомераз — топоизомеразы II (ДНК-гиразы) и топоизомеразы IV. Основной мишенью моксифлоксацина в грамположительных микроорганизмах преимущественно является топоизомераза IV, а в грамотрицательных бактериях — ДНК-гираза [3, 4].
Моксифлоксацин обладает высокой активностью против грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов (включая микроорганизмы, устойчивые к другим классам антимикробных препаратов), атипичных возбудителей и анаэробов. Биодоступность моксифлоксацина при пероральном приеме составляет не менее 90 % [2]. После однократного применения максимальная концентрация в сыворотке крови достигается в среднем через 2—3 ч. Авелокс на 40% связывается с белками плазмы (в основном с альбумином) и быстро распределяется по тканям, создавая бактерицидную концентрацию практически во всех системах организма и поддерживая ее в течение суток. Такая продолжительность действия обусловлена длительным периодом полувыведения препарата (12–14 ч), что позволяет принимать его 1 раз в сутки [2, 4].
Что касается антимикробной активности, то в отношении Chlamydia (C.) trachomatis моксифлоксацин превосходит эритромицин, азитромицин, доксициклин, ципрофлоксацин и офлоксацин; по активности в отношении Streptococcus (S.) pneumoniae моксифлоксацин находится на одном уровне с левофлоксацином и более активен по сравнению с ципрофлоксацином; по активности в отношении Mycoplasma (M.) hominis моксифлоксацин значительно превосходит доксициклин, кларитромицин, левофлоксацин и ципрофлоксацин; по активности в отношении Ureaplasma (U.) urealyticum незначительно уступает кларитромицину и проявляет высокую активность как в отношении чувствительных (МПК90 0,25 мг/л), так и резистентных к доксициклину штаммов (МПК90 0,5 мг/л) [4, 6–9]. Моксифлоксацин активнее доксициклина, эритромицина, ципрофлоксацина и левофлоксацина [4–8, 10]. Как и все другие фторхинолоны, моксифлоксацин обладает высокой активностью по отношению к E. сoli [4–8, 10].
У 17 (65%) пациентов была выявлена хламидийная инфекция, у 6 (23%) пациентов была диагностирована уреаплазменная инфекция, у 3 (11,5%) пациентов выявлены и C. trachomatis, и U. urealyticum. Клинические диагнозы были подтверждены комбинированными лабораторными исследованиями соскобов уретры методами прямой иммунофлюоресценции и полимеразной цепной реакции.
Средний возраст пациентов составил 35,2 ± 3,1 года. Оценка субъективного статуса проводилась по шкале IPSS, среднее значение суммарного балла по которой составило 14,6 ± 2,3. В секрете предстательной железы у всех пациентов определялось повышенное количество лейкоцитов, средний объем простаты при ультразвуковом сканировании составил 30,7 ± 3,9 см3.
Все пациенты наряду с симптоматической терапией (селективные a-блокаторы, физиотерапия и др.) получили 2-недельный курс Авелокса по 400 мг 1 раз в сутки.
Контрольные анализы выполнялись через 2 нед и через 6 нед после окончания курса терапии.
Результаты
При контрольном обследовании пациентов через 2 нед после окончания курса терапии лишь у 1 пациента выявлена C. trachomatis, повторный анализ через 2 мес после окончания лечения подтвердил наличие хламидийной инфекции. Пациенту был проведен дополнительный курс кларитромицина, после чего была достигнута элиминация возбудителя. У другого пациента повторный анализ через 2 нед после приема Авелокса демонстрировал наличие остаточной уреаплазменной инфекции и нормализацию секрета простаты. Повторный анализ через 6 нед и дополнительный через 9 нед после лечения не выявил наличия U. urealyticum. Следует отметить, что у всех 3 пациентов с сочетанной хламидийной и уреаплазменной инфекцией наблюдалась полная эрадикация возбудителей.
Применение Авелокса привело к улучшению симптоматики по шкале IPSS. Средний суммарный балл через 2 нед уменьшился в среднем на 15,4 ± 2,0%, а еще через 4 нед — на 20,1 ± 2,4%. Нормализация секрета простаты была достигнута у 22 (84,6%) пациентов. Объем предстательной железы после лечения уменьшился и составил в среднем 23,1 см3.
В целом следует отметить хорошую переносимость препарата — все пациенты прошли полный курс терапии. Нежелательные лекарственные реакции наблюдались у 3 (11,5%) пациентов: в одном случае был отмечен кандидоз ротовой полости и у 2 пациентов имела место диарея, у одного из них — в сочетании с тошнотой.
Выводы
Авелокс (моксифлоксацин) является новым фторхинолоном IV поколения, обладающим высокой активностью в отношении большинства клинически значимых возбудителей.
Препарат обладает оптимальной фармакокинетикой, позволяющей принимать его 1 раз в сутки, хорошей переносимостью и высокой клинической эффективностью при лечении урогенитальных инфекций [8]. Авелокс показал высокую эффективность при лечении уретропростатитов, ассоциированных с хламидийной и уреаплазменной инфекциями.
Необходимы дальнейшие мультицентровые рандомизированные исследования по применению Авелокса в урологической практике.
Литература
- Падейская Е. Н., Яковлев В. Я. Антимикробные препараты группы фторхинолонов в клинической практике. М., 1998.
- Avelox. Moxifloxacin hydrochlorid. Monograf., Bayer, 2000.
- Ricci V., Piddock L. Characterization of the QRDR of gyrA of Bacteroides fragilis and role in fluoroquinolone resistance. Proceedings of the 38th ICAAC?; 1998; Sep 24–27; San Diego, USA: 121.
- Страчунский Л. С., Веселов А. В., Кречиков В. А. Моксифлоксацин: настоящее и будущее в ступенчатой терапии //Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2003. № 1. С. 19–31.
- Ullmann U., Schubert S., Krausse R. Comparative in-vitro activity of levofloxacin, other fluoroquinolones, doxycycline and erythromycin against Ureaplasma urealyticum and Mycoplasma hominis // J. Antimicrob. Chemother. 1999; 43(Suppl.C): 33–6.
- Fass R. In vitro activity of BAY 12-8039, a new 8-methoxyquinolone. / Antimicrob. Agents Chemother. 1997; 41: 1818–24.
- Кречиков В., Эйделштейн И. Активность левофлоксацина и моксифлоксацина в отношении ципрофлоксацин-нечувствительных нозокомиальных штаммов, продуцентов β-лактамаз расширенного спектра (ESBL) // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2001. № 3. Прил. 1. 23.
- Ballow C., Letteri J., Agarwal V., Liu P., Stass H., Sulivan J. Absolute bioavailability of moxifloxacin // Clin. Ther. 1999; 21: 513–22.
- Lubasch A., Keller I., Borner K., Koeppe P., Lode H. Comparative pharmacokinetics of ciprofloxacin, gatifloxacin, grepafloxacin, levofloxacin, trovafloxacin and moxifloxacin after single oral administration in healthy volunteers // Antimicrob. Agents Chemoter. 2000; 44: 2600–3.
- Woodcock J., Andrews J., Boswell F., Brenwald N., Wise R. In vitro activity of BAY 12-8039, a new fluoroquinolone. // Antimicrob. Agents Chemother. 1997; 41: 101–106.
Б. Р. Гвасалия, кандидат медицинских наук
П. А. Щеплев, доктор медицинских наук, профессор
РМАПО, Москва