О влиянии гимекромона на моторную функцию билиарного тракта у больных с постхолецистэктомическим синдромом
Среди больных, перенесших холецистэктомию, лица молодого и среднего возраста составляют около 70%. Последствия холецистэктомии в виде многочисленных патологических синдромов (функциональных и органических) выявляются в среднем у 30% оперированных. Этим определяется клиническая значимость проблемы постхолецистэктомического синдрома (ПХЭС), патогенез которого во многих случаях сложен, а клинические проявления весьма многообразны, что значительно затрудняет лечение [3, 5, 6, 10]. В развитии ПХЭС важную роль играет поражение печени, имеющей тесные анатомо-функциональные связи с желчным пузырем [1, 2]. Римский консенсус II (1999) по функциональным расстройствам органов пищеварения предлагает рассматривать ПХЭС как сугубо функциональный синдром и дает ему следующее определение: «ПХЭС характеризуется дисфункцией сфинктера Одди, обусловленной нарушениями его сократительной функции, затрудняющими нормальный отток желчи в двенадцатиперстную кишку при отсутствии органических препятствий» [9]. Я. С. Циммерман и соавторы (1992, 2000) считают, что функциональные расстройства, возникающие после холецистэктомии, не ограничиваются дисфункцией сфинктера Одди, но включают и ряд других функциональных расстройств, прежде всего функциональную форму синдрома хронической дуоденальной непроходимости или дуоденального стаза [7, 8].
Проблема вопроса современного лечения больных, перенесших холецистэктомию, и симптомов постхолецистэктомического синдрома остается окончательно нерешенной и продолжает привлекать внимание широкого круга практических врачей и научной общественности во всем мире.
Мы в своей работе основной упор сделали на определяющую роль нарушений желчеобразования и желчевыделения печени в сложном механизме формирования патологической цепи у больных с постхолецистэктомическим синдромом.
Поэтому найти рациональный подход к лечению патологии печени и желчевыводящих путей, без глубокого изучения процессов желчеобразования и желчевыделения при различных заболеваниях, представляет определенные трудности. Фармакотерапия при дисфункции сфинктера Одди требует дифференцированного подхода. В связи с этим назначение миотропных спазмолитиков целесообразно и патогенетически оправдано.
В данной работе мы приводим собственный опыт наблюдения за больными с постхолецистэктомическим синдромом, на фоне применения миотропного спазмолитика — Одестона.
С целью изучения влияния Одестона на моторную функцию гепатобилиарного тракта, в плане коррекции этих нарушений, мы пролечили 11 больных с ПХЭС и изучили моторно-эвакуационную функцию билиарного тракта в ходе этапного хроматического дуоденального зондирования (ЭХДЗ) до и после проведенного лечения.
Верификация диагноза проводилась на основании жалоб, анамнеза, клинических проявлений, данных ЭХДЗ с последующим лабораторым физико-химическим исследованием полученной желчи, которое позволило графически регистрировать желчеотделение, проводить биохимическое исследование всех полученных порций желчи, как по концентрации, так и по количественному соотношению ее компонентов, выделившихся в двенадцатиперстную кишку за час после введения раздражителя [4].
Контрольную группу составили 50 практически здоровых субъектов в возрасте от 19 до 21 года.
Математическую обработку результатов исследования проводили стандартными методами вариационной статистики. Достоверность различий средних величин определяли с помощью t-критерия Стъюдента. Различия считали достоверными при p < 0,05.
Классические порции желчи нами получены в 100% случаев. При анализе этапов ЭХДЗ мы обнаружили у большей части больных гиперсекреторный тип желчеотделения. Так, повышение объема базальной секреции на I этапе выявлено у 8 больных (73%), снижение у 2 больных (18%). Гиперсекреторный тип желчеотделения на V этапе обнаружен нами у 4 больных (36%), гипосекреторный у 5 больных (46%) и нормосекреторный тип у 2 больных (18%).
При анализе II этапа гипотонус сфинктера Одди выявлен у 8 больных (73%), гипертонус у 2 больных (18%) и у 1 больного (9%) тонус был в пределах нормы. В связи с отсутствием желчного пузыря желчь скапливается в желчных протоках, поэтому увеличение объема III этапа мы выявили у 8 больных (73%).
При статистической обработке этапов ЭХДЗ у больных, перенесших холецистэктомию, выявлено достоверное увеличение объема и некоторое уменьшение времени I этапа, уменьшение времени II этапа, увеличение объема и напряжения III этапа и увеличение объема, времени и напряжения V этапа.
Кроме этого мы наблюдали увеличение часового объема печеночной желчи (ПЖ) (табл. 1).
Увеличение количества выделяемой желчи после холецистэктомии является компенсаторным и обусловлено ускорением энтерогепатической циркуляции, изменением секреции кислотозависимой фракции желчи (В. А. Максимов, В. И. Матвеев, О. С. Радбиль, 1988; D. Wеgner, 1988) [3, 11].
Анализируя полученные данные о состоянии желчеобразовательной и желчевыделительной системы печени и моторной функции билиарного тракта, возникает необходимость диспансерного наблюдения за больными, перенесшими холецистэктомию, и своевременной коррекции нарушенных функций.
Исходя из всего вышесказанного, мы сочли целесообразным исследовать моторную функцию желчевыводящих путей и внешнесекреторную функцию печени и на фоне применения Одестона у данной группы больных. Больные принимали Одестон по 1 таблетке 3 раза в день за 30 минут до еды в течение 30 дней. Каких-либо побочных действий и осложнений больные не отмечали.
Изучая состояние моторной функции гепатобилиарного тракта по данным ЭХДЗ на фоне применения Одестона, мы получили следующие результаты: в процессе воздействия Одестона мы наблюдали увеличение процента нормосекреции, а также некоторое улучшение моторно-тонической функции билиарного тракта. После проведенного курса приема Одестона изучались результаты ЭХДЗ (табл. 2).
Характеризуя данные таблицы, мы наблюдали увеличение числа случаев нормотонии сфинктеров Одди и Люткенса у 6 и 5 больных (54% и 45%) по результатам ЭХДЗ (p < 0,05). Этап печеночной секреции (V этап ЭХДЗ) после курса Одестона носил гиперсекреторный характер с увеличением объема печеночной желчи у 11 больных (100%), времени у 7 ( 63%) и напряжения у 11 (100%) больных.
Таким образом, оценивая полученные в ходе исследования результаты, можно сделать следующие выводы: применение Одестона оказывает стимулирующее влияние на процессы желчеобразования и желчеотделения у больных, перенесших холецистэктомию; за счет своего селективного спазмолитического действия Одестон оказывает существенное влияние на моторную функцию билиарного тракта, нормализуя моторику сфинктеров. Одестон как миотропный спазмолитик может быть эффективно использован для купирования различных симптомов, связанных с нарушением моторной функции билиарного тракта, двигательной функции кишечника, в том числе болей в животе, метеоризма, запоров и диареи, а также коррекции симптомов билиарной недостаточности, что дает нам полное право его использования в комплексе мер, направленных на снижение литогенных свойств желчи и улучшение ее коллоидной стабильности у больных с постхолецистэктомическим синдромом.
По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.
В. А. Максимов, доктор медицинских наук, профессор
С. Е. Бунтин, доктор медицинских наук
В. Г. Бунтина
Е. Е. Мысенкова
К. Н. Самарцев
МНТО «Гранит», Москва